Надавил на газ, наехал на кочку, придавило подушкой безопасности. Такой дефект присутствует в японских авто RAV 4 (Toyota). Недоделку производители обнаружили в автомобилях, выпущенных с 3 ноября 2005 г. по 6 апреля 2007 года. Дилеры тут же стали отзывать авто с «опасными» подушками безопасности с рынка, в том числе и с российского.
В интервью Bigness.ru юрист МОО Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Андрей Семенов пояснил, что автовладелец по закону «О защите прав потребителей» вправе за такую неисправность потребовать назад деньги, выложенные за внедорожник, и вернуть дилерам автомобиль.
Однако пока владельцам RAV 4 в России обещают лишь «совершенно бесплатно» устранить неполадку. В дилерском центре «Приморский» (Санкт-Петербург) Bigness.ru пояснили, что «у владельца этого автомобиля нет возможности его поменять из-за такой неполадки или вернуть за него деньги. Данный вид неполадок не является тем дефектом, который не подлежит ремонту, и машина после его устранения подлежит дальнейшей эксплуатации», - сказали там.
Юристы «Общественного контроля» стоят на своем: «да, по действующему законодательству покупатель не в праве требовать обмена товара, если это недостаток несущественный, - говорит Андрей Семенов, - однако с другой стороны, вне существенности недостатка, вы вправе по закону требовать денег. С третьей стороны, практика такова, что это право потребителя в суде не работает «по приказу сверху».
До сих пор в подобных делах, по словам Семенова, потребитель не мог себе вернуть деньги за авто. На его памяти, суд никогда не становился на сторону владельца. «Есть негласное решение о том, чтобы эта норма закона не работала», - говорит юрист.
На взгляд Семенова, в случае с неисправными подушками безопасности авто просто обязаны принять назад, а автовладельцу вернуть деньги. «Неисправность подушки безопасности можно отнести к существенному недостатку, так как данный товар делает опасным его использование».
Здесь речь не идет о том - «будет ли работать автомобиль исправно после ремонта, к чему пытаются апеллировать дилеры», - говорит Семенов. За авто с существенным недостатком не то чтобы должны вернуть деньги, но и по действующему закону обязаны поменять.
Впрочем, с 11 декабря 2007 года закон несколько видоизменится в части обмена-возврата. С этого момента вступают в силу поправки, в соответствии с которыми можно как отказаться от товара, так и поменять его вне зависимости от существенности недостатка.
Правда, по словам юриста «Общественного контроля», «есть немаловажное условие: возврат денег или обмен товара с несущественным недостатком вы вправе требовать только в течение 15 дней с момента покупки. После 15 дней, как обмен, так и возврат денег будет возможен только при наличии существенного недостатка».
Однако в дилерском центре «Приморский» трактуют закон иначе. «Эти поправки, которые скоро будут в законе, они просто жестко оговорили, в какие сроки возникшие неполадки и неисправности должны быть устранены производителем или дилером. А автомобиль, который, все-таки, является сложным механизмом, не подлежит замене», - поделились с Bigness.ru дилеры.
Наталья Трефилова