Единый проездной документ на самолет и поезд скоро станет реальностью. «Сквозной билет» на два вида транспорта - удобство, в первую очередь, для пассажира, уверены в РЖД.
Начальник пресс-службы ОАО «Российские железные дороги» Дмитрий Перцев рассказал читателям Bigness.ru о схеме, которую в скором времени начнут разрабатывать железнодорожники и авиаперевозчики: «Вы приходите, к примеру, в кассу РЖД и покупаете билет на поезд, сразу же вам оформляют билет на самолет из той точки, куда вы едете на поезде. Вам дают билет на поезд плюс к этому «ваучер» , который по прибытию в аэропорт отлета меняется на билет».
С точностью «до наоборот», такую процедуру можно будет проделать и в кассах аэропорта. «Это, в принципе, удобно. Эта система упрощает пассажиру возможность приобрести билет сразу на 2 вида транспорта в одном месте. Можно будет сразу сориентироваться как по расписанию движения поездов, так и по вылетам самолетов», - добавляет Перцев.
Такую систему оформления билетов критикуют эксперты по авиаперевозкам. Руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт.ру» Олег Пантелеев считает, что в этом мало нового и прогрессивного. «Технологически реализовать такую схему несложно, если у агента, который в кассе, к примеру, продает железнодорожные билеты, есть доступ в Интернет. Так уже работают некоторые агентства. Здесь необходимо несложное программное обеспечение и небольшой подготовительный курс», - поделился он с Bigness.ru.
Олег Пантелеев считает, что «система, когда пассажир получает перевозку не в виде одного билета, а виде железнодорожного билета, плюс какого-то там «ваучера» - это, на самом деле, тупиковая ветвь, которая может рассматриваться лишь как какой-то первый шаг. С другой стороны, реализовать эту схему можно достаточно быстро».
В идеале система интермодальных перевозок предполагает не только единую базу данных и единый доступ к ресурсам перевозчиков, но и единый проездной документ, считает эксперт.
На взгляд Пантелеева, «необходимо выбрать некую форму билета, которая бы позволила на одном бланке оформить и авиационный сегмент перевозки, и железнодорожный. При этом важно создавать эту систему, вероятнее всего, по безбумажной технологии. То есть, в виде электронного билета так, чтобы пассажир получал на руки только лишь маршрутную квитанцию».
Та схема, которую предлагают сегодня крупнейшие российские перевозчики, скорее всего, будет удобна, в первую очередь им, а не пассажирам. Тем более, что представитель РЖД в интервью деловому порталу пояснил: «Мы увеличим собственные доходы, потому что у нас за счет этого увеличится количество продаж билетов».
Что касается путешественника, кроме того, что он сможет купить сразу 2 билета в одной кассе, никаких преимуществ больше не получает, считает Пантелеев.
Интермодальные перевозки кроме введения единого билета, как правило, предполагают и минимизацию стоимости услуги для клиента, констатирует эксперт. «Два в одном» - обычно дешевле, такова практика.
Однако пока в РЖД на вопрос о том, поможет ли новая система «скостить» стоимость поездки для пассажира, отвечают так: «Что касается повышения или не повышения тарифов - они все согласуются с Федеральной службой по тарифам. Не перевозчики устанавливают цены на билеты».
Перевозчики поясняют, что новая система существует пока только на словах. К разработке проекта еще не приступили, пока речь идет лишь о создании рабочей группы, которая будет работать над ним.
Чтобы внедрить более выгодную для пассажира систему, необходимы серьезные затраты. В первую очередь, на взгляд Пантелеева, железнодорожникам придется отказаться от бумажного бланка. А это повлечет за собой создание электронного проездного билета, как делают крупные авиаперевозчики. В общем, работы предстоит слишком много.
Вероятно, на это потребуется не один год, считает Пантелеев. «Сейчас им придется сделать достаточно существенные инвестиции в стыковку двух систем бронирования. Пока же они категорически различаются, никакой совместимости у них нет. В этом технологическая система в авиационной отрасли заметно опережает по своим возможностям ту систему, которая есть у железнодорожников», - считает эксперт.
Наталья Трефилова