Несмотря на все усмешки над китайским автопромом, всемирно известные автоконцерны спешат разместить там производство машин под своими брендами. Почему их не пугает китайское качество? Куда катится мировая автомобильная промышленность?
К китайскому автомобилестроению во всем мире отношение скептическое. Производителей из Поднебесной обвиняют и в низком качестве, небезопасности, и даже в откровенном плагиате. Но в то же время, такие «гиганты» как американский Chrysler и итальянский Fiat размещают в этой стране производство автомобилей под своими брендами. Причем доверяют это ответственное дело самим китайцам.
Ford с 2003 года закупает в Китае автозапчасти и компоненты для своих автомобилей на миллиарды долларов ежегодно.
В июле этого года не менее именитый американский концерн Chrysler договорился с китайским автопроизводителем Chery (который активно работает на российском рынке) о производстве и продаже автомобилей бюджетного класса под маркой Dodge. Эти автомобили планируется экспортировать в страны третьего мира, к коим американцы относят Латинскую Америку и Россию. Через два года автомобили Dodge с лейблом made in China должны начать продаваться в США и Западной Европе.
Итальянский автоконцерн Fiat также решил пойти по пути своих американских коллег. В частности, Fiat собирается закупать у китайской Chery крупные партии 1,6 литровых и 1,8- литровых. Также, в конце лета Chery договорилась с итальянцами о создании совместного предприятия в Китае по производству Alfa Romeo и других автомобилей.
Такие сделки выгодны всем заинтересованным сторонам. С одной стороны, сотрудничество с авторитетными автоконцернами улучшает репутацию Chery (несколько машин которых с грохотом и позором разбили на недавних краш-тестах). Кроме того, «Китайцы проигрывают собственный рынок японцам, поэтому они должны поддерживать объемы производства», - сказал Bigness.ru руководитель Департамента консалтинговой, выставочной и издательской деятельности ОАО «Автосельхозмаш-холдинг» (АСМ) Виктор Пашков. Поддерживать главным образом за счет экспорта своих машин в страны третьего мира.
«Авторитетные автоконцерны», в свою очередь, получают возможность поправить свое пошатнувшееся финансовое положение. Особенно это актуально для Chrysler и Ford , которые не радуют своих акционеров успехами в конкурентной борьбе с японцами.
Во-первых, «Китай – это серьезный и большой рынок, благосостояние китайцев растет», отмечает Пашков. Кроме того, дешевая рабочая сила позволит снизить издержки.
Но как обстоит вопрос с качеством? Наши эксперты крайне негативно отзываются о китайских автомобилях.
«Очень недолговечные, очень ненадежные, собраны из плохого материала», - так отзывается о китайских автомобилях Андрей Лемигов, руководитель фирмы «ДЭКС», специализирующейся на глубокой диагностике автомобилей. Попытки копировать автомобили известных брендов не добавляют качества, отметил он. «Например, Chery Tiggo. Он с виду похож на Toyota RAF 4, но отличается от него, как крабовые палочки от крабового мяса», - говорит Лемигов. На основании имеющегося на сегодня опыта диагностики китайских машин, руководитель «ДЭКСа» оценивает их практический ресурс примерно в 120 тысяч км. «Этот же ресурс подтверждается надежностью ходовой, трансмиссии и двигателей», - говорит он.
В диагностическом центре «ПодборАвто» кроме низкой надежности китайских авто отметили и другую проблему - на них практически нет запчастей в России. , пока не развито обслуживание – приходится долго ждать ремонта. С этим соглашается и Виктор Пашков из АСМ: пока не развито обслуживание китайских машин, ремонта приходится ждать долго. Однако эксперт верит в потенциал китайских производителей, которые, по его словам, принимают во внимание нынешние проблемы с качеством и сервисом, особенно если за качеством буду следить такие мировые гранды, как Ford , Chrysler и Fiat.
Однако наши эксперты-практики мало верят в то, что качество в мировом автопроме будет расти. Об этом же говорят и тенденции в мировом автомобилестроении. Машины, с одной стороны, становятся сложнее (что не всегда оправданно даже с потребительской точки зрения), при этом процессы глобализации выносят часть производств на задворки цивилизации.
Как результат, падает долговечность машин – срок, в течение которого эксплуатировать машину не становится слишком накладно для кошелька. «Все больше людей ориентируются на покупку новых машин, чтобы отъездить на них два-три года, после чего продают их – в том числе на российский вторичный рынок», - отмечают в «Подборавто».
Андрей Лемигов из «ДЭКС» считает этот путь порочным. Основываясь на теории надежности, которую ему приходилось на практике изучать в авиации, он утверждает, что снижение ресурса машин неизбежно влечет за собой резкий рост вероятности внезапных отказов.
Так что столкновение с китайским уровнем качества может пройти почти незамеченным для упомянутых западных компаний. Опять же опираясь на статистику по диагностике автомобилей, руководитель «ДЭКСа» ставит низкую оценку Fiat : «эти машины практически неремонтопригодные». Он мало потеряют в качестве, поставляя двигатели из Китая, считает Лемигов. Да и машины Chrysler не рассчитаны на большие сроки службы, особенно в России, добавляет он (мнение г-на Лемигова об автомобилях марки Ford можно прочесть здесь).
Результатом подобных движений на мировом автомобильном рынке станет появление в России большого количества автомобилей относительно престижных марок за меньшие деньги (кстати, не факт). Китайская начинка, видимо, меньше всего заботит россиян – ведь не даром Россия стала крупнейшим потребителем продукции автопрома Китая.
Сергей Малинин