Супермаркеты грабят поставщиков - те, в свою очередь, вынуждены грабить покупателей. Именно этим власти объясняют появление нового закона, который «прижмет» крупные торговые сети. «Сетевики», в свою очередь, восприняли новую законодательную инициативу в штыки.
Антимонопольщики признают, что нормы законопроекта отчасти «перекроют кислород» крупным сетям, но «не задушат их до смерти». Напомним, что данный документ ужесточает антимонопольное регулирование для сетей и их объединений (ритейлеров). Под наибольшую критику ритейлеров попала норма, устанавливающая порог доминирования торговой сети.
Как уже сообщал Bigness.ru, по-новым правилам доминирующей компанией является организация с долей на рынке в 15% (сейчас - 35%), а коллективными монополистами станут три компании, занимающие 20% (сейчас - 50%), или пять фирм с 30-процентным (сейчас - 75%) охватом рынка.
На последнем совещании в ФАС предприниматели назвали этот законопроект «административной дубинкой, которая положит конец развитию торгового бизнеса», сообщают российские информагентства. Большой бизнес настаивает на тщательной переработке закона.
Вице-президент движения «Опора России» Владислав Корочкин уверен: «Законопроект о торговле должен пройти тщательную антикоррупционную экспертизу, прежде чем рассматриваться в Госдуме. Иначе вся сфера торговли окажется под угрозой вымирания».
«Никто не умрет!» - восклицают антимонопольщики. Начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев в интервью Bigness.ru объяснил, что новые пороги вовсе не послужат тормозом развития сетей. «Эти пороги не означают, что к ним придет антимонопольная служба и будет их регулировать. Мы только за то, чтобы сети были более доступны конечным покупателям и развивались. Мы просто пытаемся навести порядок в работе сетей с поставщиками», - уверяет Нижегородцев.
Сегодня же работа с производителями и поставщиками продукции ведется «беспорядочно», констатируют чиновники и эксперты. Директор центра исследований регионального и федерального рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз в интервью деловому порталу Bigness.ru рассказал об истинном отношении сетей к поставщикам.
Дробиз не понаслышке знает ситуацию изнутри – по его словам, он около 10 лет возглавлял службы сбыта в разных компаниях, которые работали с сетями. «Сети замучили всех своим диктатом по отношению к поставщикам. Они делают все, что хотят, ритейл просто обнаглел. Кроме того, что они продавливают минимальные цены поставок, они придумали «входные бонусы». Основная масса сетей давно перестали продавать продукцию, они продают торговые места на полках», - с возмущением высказывается директор центра «ЦИФРРА».
С Дробизом в этом солидарен и Тимофей Нижегородцев. По его данным «сегодня производитель не может попасть в сеть, потому что у него фактически отбирают все - он не может заработать. Они сегодня действуют в абсолютно безнаказанном режиме. Им это выгодно», - констатирует представитель ФАС.
Этим и объясняется сегодняшнее поведение ритейлеров, направленное против нового законопроекта, считают чиновники. «Крупные сети находятся в таком положении, что у них в очереди стоит куча просителей за «место на полке», а сети могут раздеть их до нитки и им за это ничего не будет. При этом ритейлеры могут строить себе все больше и больше замков, дворцов, чего угодно. А тут приходят к нему и говорят, слушай, совесть надо иметь, завязывай это делать, естественно, им это не понравится», - считает Нижегородцев.
Представитель Федеральной антимонопольной службы добавил, что, «по сути, сети сейчас борются за сохранение своего нынешнего доминирующего положения, за сохранение своих “нечестных доходов”».
Закон направлен на то, чтобы «обуздать сети, несправедливые по отношению к производителям». «Если они достигли 15-процентной доли на рынке, они будут внесены в специальный реестр, если появится заявитель от производителя, который пожалуется на эту сеть, тогда сеть будет отвечать по закону», - объясняет Тимофей Нижегородцев.
Антимонопольщики грозят недобросовестным сетям жесткими санкциями, которые будут сопоставимы с их доходами. Если же они будут вести себя добросовестно, то есть обеспечивать выгодные условия не только себе, но и производителям и поставщикам продукции, никто не будет им запрещать расширяться.
Дробиз характеризует подобную законодательную инициативу властей, как «позитивную». «Новый закон способствует развитию конкуренции, а значит, и развитию малого предпринимательства. Закон должен «обуздать» сетевые аппетиты», - уверен директор центра «ЦИФРРА».
Чтобы сети не «дискриминировали поставщиков, не вынуждали к подписанию невыгодных договоров, не грабили, а в итоге и не уничтожали производителей» закон предусматривает достаточно жесткие наказания, делятся в ФАС.
За однократное нарушение антимонопольного законодательства сеть ответит «рублем». За рецидив на компанию могут наложить штраф до 15 % от всего оборота конкретного ритейлера. Кроме того, закон предусматривает и дисквалификацию руководителей, а также более жесткую уголовную ответственность.
Наталья Трефилова