Негласный национальный проект «ГЛОНАСС» форсируется невиданными прежде темпами. Уже к Новому году высокопоставленные кураторы проекта обещают порадовать российских автолюбителей первыми приемниками отечественной навигационной системы.
Справка
ГЛОНАСС – советский проект глобальной навигационной спутниковой системы для военных и гражданских целей, альтернатива американской GPS. Приемники ГЛОНАСС отслеживают собственное местоположение на местности по сигналам с космических спутников.
Об этом сегодня сообщил глава Роскосмоса Анатолий Перминов в ходе посещения президентом РФ Владимиром Путиным НПО им. Лавочкина. Правда, на прилавки «выбросят» всего одну тысячу автомобильных приемников из опытной партии, и цена их пока неизвестна.
Как сообщил Bigness.ru источник в Минтрансе РФ, пожелавший остаться неназванным, приемник в базовой версии будет стоить от пяти тысяч рублей. Однако, скорее всего, в рознице они окажутся в 1,5-2 раза дороже. Не исключено, что в случае успешной эксплуатации опытной партии, навигационными приемниками с обратной GSM -связью будут в обязательном порядке комплектовать все выпускаемые в России автомобили – об этих планах не раз заявляли представители министерства.
Также на государственном уровне планируется решить одну из главных проблем использования бытовых приемников спутниковой навигации – наличие достоверных и рассекреченных карт. Специалисты Роскартографии планируют создать навигационные карты масштабом 1:50000 и 1:100000 для всей территории России. Правда, эту сверхзадачу будут решать еще три года. «Бонусом» за ожидание станет наличие карт в свободном доступе.
Основной проблемой, которая пока не позволяет ГЛОНАСС конкурировать с американской GPS, является недостаточность собственной спутниковой группировки. Для непрерывного приема сигналов навигационной системы в глобальном масштабе требуется держать на орбите 24 спутника. Этого планируется достичь только к 2010 году. В настоящее время в составе орбитальной группировки системы находится 19 космических аппаратов, из которых только 10 используются по назначению. Однако, по заверениям специалистов, даже в таком составе ГЛОНАСС вполне пригоден к использованию на территории России.
С этим не совсем согласен Игорь Лисов, эксперт журнала «Новости космонавтики». «Сейчас перерыв в приеме сигнала (когда «над головой» нет спутников) может составлять несколько часов», - сказал он Bigness.ru. Чудес не бывает – количество имеющихся в строю спутников в 2,5 раза меньше положенного.
По мнению Лисова, выводить на рынок приемники, принимающие только сигналы ГЛОНАСС, граничит с безумием. «GPS давно нашел свое место на рынке, в том числе и на нашем. Пока на рынок можно входить, предлагая приемники, принимающие сигналы от обеих систем. Никто “голый” ГЛОНАСС сейчас не возьмет», - уверен эксперт.
Отметим, что совмещенные приемники GPS/ГЛОНАСС уже выпускаются некоторыми российскими производителями.
Без GPS в качестве дублера обойтись пока сложно – тому виной отставание нашей системы по точности. «В среднем можно считать, что у американской GPS погрешность по вертикали (которая берется в расчетах) составляет порядка 2,5 метров, - поясняет Bigness.ru Лисов. - При нормальной работе системы нашей системы погрешность сейчас составляет порядка 10 метров».
При этом он подчеркнул, что этот параметр улучшается для ГЛОНАСС с каждым месяцем. «Мы бежим изо всех сил, и как нам вполне резонно обещают высшие руководители, к 2011 году мы выйдем на американский уровень. Этому заявлению стоит верить – оно подкреплено финансовыми и административными ресурсами. Ответственные за решение этой задачи, постоянно испытывают прессинг «сверху», чтобы это было сделано.
На пятки России со временем будет наступать и европейская навигационная система Galileo . Накануне европейцам удалось преодолеть окончательные противоречия относительно будущего программы. Правда, Игорь Лисин из «Новостей космонавтики» воздержался от комментариев по поводу европейской системы. «Они запустили только один экспериментальный спутник, а со вторым не торопятся. Из этого можно сделать вывод, что с первым не все в порядке», - полагает эксперт.
В любом случае, две или три системы – лучше, чем одна. «Если российская система будет работать, ею будут пользоваться», - уверен Лисин.
Сергей Малинин