Находясь на острие валютного рынка, фальшивомонетчики оперативно отреагировали на текущую конъюнктуру – теперь подавляющее количество подделок приходится на российскую валюту.
За 10 месяцев 2007 года сотрудниками экспертно-криминалистического центра МВД России было исследовано 44 тысячи банкнот, из которых 86% составляли денежные билеты Банка России. Такой статистикой поделился заместитель начальника Экспертно-криминалистического центра (ЭКЦ) МВД России, генерал-майор милиции Юрий Дильдин.
Рост налицо – в прошлом году доля российских купюр среди «фальшака» составляла 82%. При этом доля долларовых купюр за два года сократилась с 16% до примерно 10% (по предварительной оценке). И, напротив, растет доля поддельных евро.
Сохраняются лишь предпочтения фальшивомонетчиков по номиналу купюр: среди рублевых купюр в основном подделываются банкноты номиналом 100, 500 и 1000 рублей, среди долларовых - $100, среди европейских – 20 и 50 евро. Отметим, что мерилом профессионализма (или наглости) фальшивомонетчиков может считаться новая 1000-рублевая купюра (в обороте с 2004 года). Примененные Гознаком технологии сделали её более защищенной от подделок, чем даже евро.
По данным ведомства, всплеск сбыта фальшивых российских рублей номиналом 1000 рублей был зафиксирован в этом году в Волгоградской, Архангельской областях, республике Хакасия.
Вместе с тем, как отмечают специалисты, несмотря на то, что современные технологии все более упрощают производство «суперподделок» (фальшивые купюры наивысшего качества, которые, как правило, не удается распознать с помощью стандартных технических средств), фальшивомонетчики не гонятся за качеством. Основная масса подделок печатается на цветных принтерах (80% – на струйных и 12% – на лазерных).
Примечательно, что представители МВД связывают настоящий бум подделок последних лет с массовым появлением на рынке недорогих цветных лазерных принтеров. По данным МВД РФ, 95,7% всех исследованных в 2006 году поддельных российских денежных знаков и 23,1% фальшивой иностранной валюты изготовлены с применением средств цветного копирования и компьютерной техники.
К сегодняшнему дню фальшивомонетчики научились имитировать даже некоторые элементы защиты: микротекст, водяные знаки, скрытые радужные полосы, клип-эффект (когда изображение просматривается только под острым углом).
Однако чаще всего среди «фальшака» можно встретить низкокачественный «товар». До сих пор распространены обычные «склейки» - две склеенные распечатки на «папиросной» бумаге, исполненные на лазерном цветном принтере.
В хождении подделок отчасти виноваты как сами граждане, так и сотрудники обменных пунктов. Как ранее рассказывал в интервью «Правде.ру» Михаил Востриков, советник председателя правления КБ «Агропромкредит», в 90% случаев люди, сдающие в банки подделки, не подозревают об этом. Но все понимают, что претензии в случае обнаружения подделки предъявлять кому-либо уже будет поздно, да и бесполезно. Поэтому в абсолютном большинстве те, кто имеет такие бумажки, пытаются применить их в частных расчетах или сбыть через полулегальные обменники, которых в стране предостаточно.
Как показывает практика, кассиров обменных пунктов проблема подделок не беспокоит в принципе, а уж суперподделок – и подавно. Они знают, что даже если и возьмут подделку, то всегда сразу же смогут «сбыть» ее следующему клиенту, хотя по закону должны немедленно её изъять. Но зачем малооплачиваемым кассирам лишние неприятности?
Человек, нежданно-негаданно обнаруживший, что ему всучили подделку, тоже не ищет на свою голову неприятностей. Он не спешит в милицию, а также старается всучить подозрительную банкноту кому-то еще. Чётко и неизменно срабатывает принцип – «пусть лохом будет кто-то другой».
Собственно, круг замкнулся. И мало кому из соотечественников даже в голову приходит, что на самом деле это и есть – «стабильный криминальный оборот поддельных банкнот», с которым борются сотни спецслужб по всему миру.
Сергей Малинин