Плохая новость для бухгалтеров, ведущих «упрощенку», а также начинающих предпринимателей. Минфин усложнит и удорожит их жизнь – скоро всем компаниям придется тратиться на бухгалтера и аудитора.
Министерство финансов внесло в правительство доработанный проект закона «О бухгалтерском учете», который обязывает предпринимателей не только вести бухучет, но и держать аудитора, который должен обеспечить внутренний контроль над отчетностью.
Напомним, большинство предприятий, работающих по упрощенной схеме налогообложения, до сих пор отказывались от ведения бухучета, потому что он был для них необязателен.
В новых условиях «предприятиям-упрощенцам» будет несколько сложнее, считают аудиторы компании «2К Аудит-Деловые Консультации». «Те же, кто находятся на грани, то есть, уже постепенно переходит с «упрощенки» на обычную систему, в конечном итоге будет проще», - поделилась с деловым порталом Bigness.ru гендиректор «2К Аудит» Тамара Касьянова.
Жизнь тех, кто не вел бухучет, усложнится, считает и эксперт-консультант отдела аудита и консалтинга компании «1С:Бухучет и Торговля» (БИТ) Олег Гульст. Хотя, на его взгляд, больших перемен здесь не произойдет.
«Находящиеся на упрощенной системе налогообложения и сейчас, до изменений в законе, обязаны вести бухучет. Правда, согласно закону «О бухгалтерском учете» должны они это делать, если имеют основные средства». Тем более что многие «упрощенцы» и стараются это делать, потому что при потере права на использование упрощенной системы налогообложения им вновь придется возобновлять ведение бухучета», - сообщил эксперт Bigness.ru.
Еще одна не слишком приятная новость для мелких компаний: для всех юрлиц ставится в обязанность введение «внутреннего контроля (аудита) за ведением бухгалтерского учета и составлением финотчетности». На взгляд Тамары Касьяновой, не все малые предприятия смогут содержать личного аудитора. Но это полбеды.
На ее взгляд это требование можно считать нормальным по отношению к крупным компаниям. Для малого бизнеса «это абсолютно излишне». «Аудитору будет неинтересно там работать. Ему просто нечем будет заняться. Это и деградация специалиста и лишние деньги бизнесмена», - считает специалист.
Олег Гульст вообще не видит смысла в тотальном введении внутренних аудиторов: «Непонятно, насколько эта мера будет эффективна. Человек, аудитор, работает в этой же компании. Он не сторонний, не внешний проверяющий, а сотрудник компании, подчиняющийся ее руководству».
Хотя в обновленном законе есть и весьма необходимые изменения, считают оба эксперта. Например, ужесточение требований к квалификации главного бухгалтера. В частности, главбух обязан обладать высшим профильным образованием, трехлетним стажем работы по специальности, являться представителем одной из саморегулируемых организаций аудиторов, а также не иметь судимостей за совершение преступления в сфере экономики. Если у кандидата нет бухгалтерского образования, то стаж его работы должен быть не менее пяти лет.
Правда, касается это лишь тех, кто работает в акционерных обществах, чьи ценные бумаги обращаются на бирже, а также в страховых фирмах и негосударственных пенсионных фондах. Новым требованиям должны отвечать и бухгалтеры, нанятые компанией «со стороны».
Эти требования эксперт компании БИТ и гендиректор «2К Аудит-Деловые Консультации» считают вполне нормальными. Правда и тут возникают вопросы. «Требование “являться представителем одной из саморегулируемых организаций аудиторов” - это излишне. Бухгалтер - не аудитор, целесообразнее создавать саморегулируемую организацию бухгалтеров, потому что подходы у аудиторов и у бухгалтеров к своей работе абсолютно противоположные», - критикует Минфин Тамара Касьянова.
На взгляд же Олега Гульста, «не ясно, каким образом будет проверяться квалификация главного бухгалтера, плюс ко всему, на кого ляжет обязанность контролировать это: на Минфин или налоговиков?»
Ну, и, наконец, самая радостная бухгалтерская новость. Минфин разрешил составлять «первичку» и регистры бухгалтерского учета в электронном виде. Раньше первичные документы можно было оформлять только на бумаге.
Подобное ведение бухучета создавало и пока еще создает ряд трудностей. «До вступления в силу этих изменений налоговые органы требуют от предприятий бумажные документы. Это обуславливает то, что у многих предприятий получается слишком большой бумажный документооборот. Нужно все это распечатывать, архивировать, хранить. У нас есть определенные сроки хранения, есть документы, которые должны храниться 4-5 лет. Есть и такие, которые хранятся 75 лет», - сообщила Bigness.ru генеральный директор компании «2К Аудит-Деловые Консультации».
Перевод первички на электронные носители - это прорыв, замечают в «2К Аудит-Деловые консультации». И не только в плане расходования бумаги. При отсутствии электронного документооборота был малопонятен смысл электронных бухгалтерских программ.
Несмотря на очевидные недостатки инициатив Минфина, отныне бухучет встанет на цивилизованные рельсы, уверены в компании БИТ. Олег Гульст считает, что в таких условиях «наверняка поднимутся требования к программам учетных данных и подготовки отчетности». На его взгляд, это будет стимулировать разработчиков прикладного программного обеспечения к дальнейшему развитию в создании новых программ.
В заключении Гульст предположил, как в целом отнесутся к нововведениям бухгалтеры. На его взгляд, вряд ли новый закон будет воспринят с восторгом большинством специалистов этой области. «Ведь наряду с обычной работой им придется изучать изменения, которые, скорее всего, внесут корректировки в положения по бухгалтерскому учету, а затем отражать их в практике учета и учетной политике. Ведь в конечном итоге может измениться и сама методология ведения учета», - подвел итог эксперт «1С: Бухучет и торговля».
Наталья Трефилова