Сегодня вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин заявил, что на 1 января 2008 года Стабилизационный фонд РФ составит 3,836 трлн рублей. Однако уже через месяц он прекратит свое существование. На его месте возникнут Резервный фонд, на который придется 8,069 трлн рублей, и Фонд национального благосостояния – 767,8 млрд рублей. По мнению экспертов, разделение Стабфонда выведет страну из-под «нефтяной зависимости».
25 апреля 2007 года президент РФ Владимир Путин выступил с обращением к обеим палатам российского парламента, и ключевой темой его послания стала концепция Стабфонда. С одной стороны, президент подтвердил разделение сверхприбылей от экспорта углеводородов на три части, как предлагал изначально Кудрин:
- на резервный фонд, призванный минимизировать риски экономики в случае резкого падения мировых цен на энергоносители и направленный на поддержание макроэкономической стабильности и борьбу с инфляцией;
- трансферт (выплата) федеральному бюджету для выполнения крупномасштабных социальных программ;
- фонд будущих поколений, или фонд сбережений, в который будут зачисляться все нефтегазовые доходы.
Однако третью часть - Фонд будущих поколений - президент изменил. Причем, он не ограничился переименованием его в «Фонд национального благосостояния». Глава государства вложил новый смысл в концепцию: согласно его посланию, средства Фонда должны идти на повышение качества жизни людей и развитие экономики, их необходимо направлять на улучшение благосостояния как будущих, так и нынешних поколений.
Таким образом, был не только снят запрет на расходование накоплений внутри страны, но и предложены идеи использования ресурсов:
- Капитализация институтов развития (Банк развития, Инвестиционный фонд, Российская венчурная компания, Корпорация нанотехнологий), призванных устранять инфраструктурные ограничения роста, повышать эффективность расходования природных ресурсов, а также модернизировать и развивать высокотехнологичные промышленные производства.
- Решение проблемы пенсионной системы, то есть софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан и формирование пенсионного капитала. Кроме того, в дальнейшем средства Фонда национального благосостояния могут расходоваться в случае возникновения необходимости, а также на покрытие дефицита Пенсионного фонда.
Эксперты позитивно восприняли такое изменение концепции. В целом «разделение» стабфонда главный экономист УК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков расценил как возможность вложения части его средств в более рискованные активы, чем государственные бумаги ведущих иностранных государств. Он уверен, что «это оправданно».
Резервный фонд будет составлять 10% от ВВП страны, что, по замечанию специалиста, очень важно, так как «неприкасаемая» сумма в 500 млрд рублей ($17 млрд) уже недостаточна. «Сейчас, когда мы мыслим категориями ВВП объемом в $1 трлн, $17 млрд – незначительная величина. Масштабы экономики увеличиваются, увеличиваются масштабы бюджета, и размер неснижаемого остатка должен расти пропорционально», - подчеркивает Гавриленков.
По словам Аркадия Дворковича, руководителя экспертного управления президента, резервный фонд будет служить источником стабилизации расходов при краткосрочных колебаниях цен. Если цены выходят за нижнюю границу, предусмотренной бюджетом, то, соответственно, необходимый уровень расходов можно будет обеспечивать за счет Резервного фонда.
Когда Резервный фонд «наполнится» нефтедолларами, остальные средства будут поступать в Фонд национального благосостояния. Эти деньги, в свою очередь, будут вкладываться в ценные бумаги для получения еще большего дохода. П о словам г-на Дворковича, они будут инвестироваться в более рискованные и доходные по сравнению с резервной частью инструменты - в иностранные «голубые фишки». При этом он допускает возможность их расходования (но не в ближайшие два года) на цели, не связанные с падением цен на нефть.
Разделение Стабфонда, по словам экспертов, позволит жить без оглядки на нефть. Ранее Кудрин отмечал, что «наша зависимость от нее налицо», поэтому пора от нее избавляться.
Эльвира Чукмарова