Уровень убыточности в ОСАГО близится к критическому максимуму. В среднем по России в 2006 году (с учетом расходов на ведение дел, изменения резервов и отчислений страховых компаний в фонд РСА) он составил 89%. В крупных городах, таких как Ростов-на-Дону, Новосибирск, Нижний Новгород убыточность превысила 100% (с учетом всех расходов). Такими данными делится Рейтинговое агентство «Экспресс РА».
Ситуацию на рынке страховых услуг усугубит введение «Европейского протокола», бьют тревогу эксперты. По их оценкам многие мелкие страховщики могут просто разориться на выплатах по ОСАГО.
«Повышение качества услуг и расширение ответственности» за счет прямых выплат по ОСАГО, в идеале должно было положительно сказаться на доходах РСА, который активно лоббировал такие нововведения. Однако ни тарифы, ни поправочные коэффициенты с введением новшеств не изменились. О необходимости их повышения страховщики говорят уже не первый год.
На вопрос, обоснованно ли страховые компании требуют от государства увеличения тарифов по ОСАГО, компетентный источник Bigness.ru , пожелавший остаться неназванным, сообщил: «Естественно, что есть лоббирующая организация - РСА. Все знают, что интерес лоббирующей организации в том, чтобы увеличить доходы, даже если это необоснованно. Но с другой стороны это не означает, что проблемы нет по факту. Проблема есть».
По мнению экспертов, если срочно не увеличить базовый тариф автогражданки и не пересмотреть поправочные коэффициенты, то уже «в 2009 году убыточность в ОСАГО в целом по рынку превысит 120%», что приведет к дисбалансу доходов и расходов страховщиков. Таковы прогнозы аналитиков аге нтства «Экспресс РА».
Руководитель направления рейтинга страховых компаний этого агентства Алексей Янин поделился с Bigness.ru, что подобное исследование им заказал Российский союз автостраховщиков (РСА). По его словам, столь неутешительные выводы были сделаны на основе статистики РСА: «Мы уверенны в этих выводах, они сделаны не экспертными оценками, а статистическими расчетами. Они математически подтверждаются. Нам была предоставлена информация по всем регионам, по всем страховым компаниям. Данные по взносам, выплатам, количеству договоров на ОСАГО, по типам транспортных средств и т.д.».
Базовый тариф, который был принят в 2003 году, ни разу не менялся. До сих пор он составляет 1980 рублей. По самым скромным подсчетам, его необходимо увеличить на 20%.
Кроме того, по мнению аналитиков рынка страховых услуг, «от балды» были приняты поправочные коэффициенты: «Чтобы правильно рассчитать тариф, нужно обладать статистикой. Поскольку у нас никогда не было такого вида страхования, статистики тоже не было. Не было другого выхода, пришлось принимать тарифы и поправочные коэффициенты (в том числе, территориальные) на основе каких-то предположений, а потом заносить их в закон», - говорит Алексей Янин.
Прямое возмещение принесет еще больше убытков страховым компаниям. На взгляд аналитиков, обращений на возмещение выплат станет гораздо больше. «Сейчас на мелких авариях люди предпочитают не ждать ГИБДД, они договариваются со вторым участником ДТП о возмещении убытков, либо вообще «забивают» на это. В итоге, не обращаются за выплатами. После введения «упрощенки», простейшие аварии можно регулировать без вызова ГАИ. Соответственно в компании возрастет число обращений по мелким ДТП, которых гораздо больше, чем крупных», - считает Янин.
Кроме того, по прогнозам экспертов упрощенное ведение ДТП приведет к резкому увеличению мошенничеств на дорогах. Водители просто будут подстраивать аварии, уверенны аналитики.
В «Экспресс РА» снова ссылаются на исследования: «Был соцопрос ВЦИОМ. Примерно чуть ли не 40% опрошенных заявили, что считают для себя нормальным участвовать в такого рода мошенничестве. На взгляд опрошенных, они не считают обман страховой компании преступлением», - констатирует руководитель направления рейтинга страховых компаний данного агентства.
В сложившихся условиях уже сейчас некоторые компании (в том числе крупные) желают сдать лицензию на ОСАГО, говорят аналитики. На одном из форумов руководство страховой компании «Согласие» открыто в присутствии страховщиков и СМИ заявило, что «если ничего не изменится с тарифами и коэффициентами, в апреле их компания откажется от лицензии ОСАГО». По такому же пути пойдут и многие региональные компании, считают аналитики.
Проанализировав эту ситуацию, в «Экспресс РА» прогнозируют, что со вступлением «упрощенки» в силу страховщики поделятся на три группы. «В первую войдут 5-6 крупнейших, которые будут работать с ОСАГО, возмещая убытки по нему за счет других финансовых ресурсов. Вторая будет состоять из компаний «среднего эшелона», которые откажутся от лицензии ОСАГО. Третья группа будет просто неграмотно действовать, набирая портфель по ОСАГО, терпеть убытки и разоряться», - говорит эксперт рейтингового агентства.
Сокращение числа страховщиков со временем неизбежно приведет к очередям за ОСАГО. Впрочем, страховщики все же рассчитывают на увеличение тарифов. На их взгляд, их могут поднять уже этой весной, аккурат после президентских выборов.
Наталья Трефилова