Пятилетний мораторий за рост цен на продукты питания! Производителей биоэтанола представитель ООН Йен Зиглер обвинил в «преступлении против человечества». На его взгляд, как раз рост производства биотоплива из пшеницы, кукурузы, сахарного тростника, подсолнечника провоцирует голод и рост цен на продукты питания.
Именно поэтому необходимо затормозить лет на пять перепрофилирование сельхозугодий под эти цели, считает Зиглер. А пока жить на том, что уже есть.
В том, что причина роста цен на продукты кроется в повышении спроса на биотопливо, соглашается и ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев. В недавнем своем интервью деловому порталу Bigness . ru он пояснил, что «растут крупнейшие экономики мира: Китай и Индия. Людям нужны и еда, и энергия, а при нынешних ценах на нефть биотехнологии становятся вполне жизнеспособными. Поэтому цены на продукты питания будут расти».
Высокие цены на нефть, действительно, толкают развивающиеся страны на поиск новых источников энергии, соглашается и исполнительный директор Национального биоэнергетического союза Ольга Ракитова. «Взять ту же Бразилию, где почти треть транспорта работает на биотопливе. Если говорить о ценах на него, то им гораздо выгоднее такое топливо производить из того же сахарного тростника, который растет на ее территории, нежели использовать в качестве топлива привозные газ, нефть, уголь», - поделилась она с Bigness . ru .
Однако согласиться с мнением Зиглера, что «переориентация сельхозпроизводства на производство сырья для биотоплива усугубляет бедность в мире» она не может.
Думать так, по меньшей мере, нелогично, говорит Ракитова. «Я вообще не считаю, что рост производства биотоплива надо связывать с ростом цен на продукты. Это можно применять только к каким-то отдельным странам и то, под большим вопросом. Ну, например, в России какая доля биотоплива? Какое количество у нас невозделываемых земель? А цены на продукты растут и в России».
По ее словам, причины, по которым в той же Европе сокращается количество сельхозугодий, больше связаны с кризисом перепроизводства, чем с переориентацией их на биотопливные культуры. «Европа субсидирует сокращение сельхохплощадей, чтобы потом не выкидывать продукты. В России другие причины сокращения пашни. Кто-то говорит, что мы медленно работаем, кто-то говорит, что нет техники, плюс ко всему мы завозим продукцию из-за рубежа и не развиваем в должной мере своего сельхозпроизводства».
На взгляд Ольги Ракитовой причины роста цен на продукты нужно искать в другом. Например, учитывать, что «такие крупные страны, как Китай и Индия стали бурно развиваться, люди могут позволить себе то, что раньше не могли», говорит она, объясняя рост потребления продуктов.
С жесткой критикой к предложению Зиглера о введении пятилетнего моратория вышли четыре крупнейшие биотопливные ассоциации. Их представители считают, что мораторий может стать губительным для биотопливной отрасли.
Бразильский союз переработчиков сахарного тростника (Unica) обратился с письмом к генеральному секретарю ООН, где призывает не вводить мораторий. Хотя даже если его введут, вряд ли производители будут соблюдать эти требования.
По мнению собеседника Bigness . ru Ольги Ракитовой развитие производства биоэтанола необходимо хотя бы для того, чтобы соблюдать условия «Киотского протокола», которые подписал ряд стран.
Эксперты биотопливной отрасли считают, что ООН выбрал не того «мальчика для битья» в вопросах роста цен на продукты питания. Впрочем, производители биоэтанола больше склоняются к тому, что пятилетний мораторий вряд ли введут.
Ко всему прочему, четыре биотопливных ассоциации, считают, что препятствовать росту цен на сельхозпродукцию не стоит. На их взгляд, это на руку фермерам, «которые долго время страдали из-за низких мировых цен на произведенные ими продукты».