Сегодня правительство и нефтяные компании пришли к очередному соглашению о «замораживании» цен на автомобильное топливо. Мораторий должен будет действовать до марта следующего года. Однако для автомобилистов он пройдет… незамеченным.
Сегодня глава Минпромэнерго Виктор Христенко должен был договориться с крупнейшими российскими нефтяными компаниями о введении очередного моратория на удорожание автомобильного топлива. Нефтяником было предложено заморозить цены до марта следующего года.
На удивление, нефтяники спокойно восприняли такое вмешательство со стороны государства. Впрочем, они не в том положении, чтобы бунтовать – серьезных причин для удорожания нефтепродуктов на внутреннем рынке просто нет.
Столкнувшись с резким ростом инфляции, вновь опрокинувшим официальные прогнозы правительства, российские власти вынуждены были предпринять ряд нерыночных мер по сдерживанию цен. Будет глупо отрицать, что предвыборная пора сыграла свою роль. В частности, искусственное сдерживание цен на сельхозпродукцию можно объяснить только популизмом, ведь её удорожание в кои-то веки давало возможность заработать аграриям.
Но неверно и утверждать, что только популизм лежит в основе объявленного моратория на удорожание автомобильного топлива.
Нынешний всплеск роста цен на автомобильное топливо вызван дефицитом нефтепродуктов на внутреннем рынке, чему виной стали две причины. Во-первых, в октябре несколько крупнейших нефтеперерабатывающих заводов закрыли часть своих мощностей на плановые профилактические работы. Помимо реального снижения выпускаемых объемов, это создало панику на рынке – СМИ пестрели заголовками в духе «в столице бензина осталось на три дня». Впрочем, к середине ноября профилактические работы на НПЗ были завершены и предприятия постепенно выходят на прежние объемы поставок.
Второй причиной – возможно, более важной – стал стремительный рост мировых цен на нефть. Бизнес-логика (иными словами – жажда наживы) отечественных нефтяников предопределила в этих условиях приоритет экспорта над внутренними поставками. Как рассказали Bigness.ru аналитики Research.Techart (специализированного департамента маркетинговой группы «Текарт»), в августе-сентябре российские нефтяные компании заключили большое количество контрактов на экспортные поставки, которые и выполнялись в первую очередь. Это создало предпосылки для дефицита.
Нефтяников подстегивали и растущие экспортные пошлины, которые рассчитываются из средней цены на нефть по итогам месяца. Когда стало очевидно, что пошлины резко возрастут, нефтяные компании поспешили «заключать контракты по "старой" низкой ставке и больше "лить" на экспорт», - считают в Research.Techart.
Сейчас же, при рекордно высокой экспортной пошлине, прежних сверхприбылей на экспорте нефтяникам уже не заработать, так что вполне можно обрести совесть и ликвидировать дефицит на внутреннем рынке.
Собственно, с этим соглашаются и сами нефтяники. Президент НК «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов в распространенном его пресс-службой пресс-релизе утверждает, что в настоящее время нет никаких оснований ожидать значительного роста розничных цен на моторное топливо. Кроме отсутствия дефицита, он отметил также и традиционное снижение спроса на автомобильное топливо в осенне-зимний период.
Однако, как ни странно, введение моратория останется практически не замеченным автомобилистами. Рост розничных цены на бензин уже несколько лет в разы меньше инфляции. С ужасом в будущее смотрят лишь владельцы независимых сетей АЗС. Закупочные цены на горючее, в отличии от розничных, уже давно обогнали инфляцию. В ближайшие месяцы не следует ожидать существенного (более 1-2% и более 5-7% до конца первого квартала 2008 года) роста розничных цен на нефтепродукты, уверены аналитики инвесткомпании «Файненшнл Бридж».
Крупные вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНКи) еще с прошлого моратория придумали интересный трюк: Остановив движение цен в «своих» автозаправочных сетях (сейчас ВИНКи контролируют до 85% всех АЗС в стране), они продолжали увеличивать оптовые цены. В итоге независимым сетям приходилось торговать чуть ли не себе в убыток - в отличие от нефтяных гигантов, они не могут компенсировать свои потери за счет экспорта.
В ИК «Файненшнл Бридж» уверены, что от введения моратория нефтяники только выиграют. Мало того, что, в обмен на сдерживание цен, они могут выторговать у правительства дополнительные льготы по учету и налогообложению. Так еще они получают шанс для вытеснения независимых сетей АЗС, расширяя тем самым свое присутствие в рознице.
Отметим, что результатом сдерживанием цен в прошлые года стало сокращение доли независимых операторов с 50% до 30%. Сейчас, по данным «Файненшнл Бридж», их доля сократилась до 15%, и может совсем исчезнуть, если государство не найдет механизмы по защите «малышей».
Федеральная антимонопольная служба как раз сегодня объявила о разработке мер по защите независимых сетей АЗС от недобросовестной конкуренции со стороны крупных ВИНКов. Однако игроки рынка так и не увидели в заявлении ФАС конкретных ограничений на ценовую политику в оптовых поставках.
Сергей Малинин