Биржа недвижимости - панацея от проблем на строительном рынке. Инвестор и застройщик теперь без труда смогут найти друг друга и приступить к тесному сотрудничеству. А сделки на строительном рынке станут более прозрачными и оперативными, говорят чиновники.
«Последнюю попытку открыть биржу недвижимости и строительство московские власти предприняли в 1995 году», - заявил руководитель службы градостроительного кадастра Москвы Сергей Мельниченко.
По его мнению, 12 лет назад «к такому механизму российский рынок недвижимости оказался не готов». Сегодня же его участники заинтересованы в открытых торгах, считает чиновник.
Его поддерживает первый вице-президент Союза архитекторов России Алексей Воронцов, который считает, что «в будущем таких биржевых площадок должно быть больше».
Нынешняя биржа, на взгляд Мельниченко и Воронцова « устранит административные барьеры, обеспечит участников оперативным обменом информацией и даст им возможность заключать прозрачные сделки»: «сегодня инвесторы ходят по одной улице, а на другой болтаются владельцы объектов и не знают, что делать», - добавляет Мельниченко.
Им в ответ возражают сразу два эксперта рынка недвижимости, которые побеседовали на этот счет с деловым порталом Bigness . ru . « Если это биржа стройматериалов, вроде и без нее хорошо жилось. Информация довольно открытая по этим позициям. Те, кто занимается покупками цемента, и так знает, где его производят», - смеется аналитик Андрей Бекетов.
Президент градостроительного общества России Александр Кривов жестко критикует инициативу чиновников и объясняет их позицию так: «Величина прибыли от недвижимости настолько велика, что поневоле должны возникать слои, растаскивающие этот доход. Соответственно, появляются новые ”паразиты”».
Бекетов всецело поддерживает точку зрения коллеги и считает, что новая биржа станет «посреднической конторой, которая хочет “постричь” свой процент за организацию сведения инвестора с владельцем объекта инвестирования». «Есть достаточно много СМИ, которые сообщают о желании “воткнуть” инвестиции в объект или поучаствовать в инвестициях», - заявляет он.
Эксперты считают, что ни о какой прозрачности на торгах, о которых заявляют власти, и речи быть не может: «Работать она будет примерно так же, как биржа РТС: там есть динамика по ценам, по сделкам», - говорит Бекетов. При этом он отмечает, что главным недостатком РТС является непубличность сделок. «Там никто не знает, кто скупил весь цемент - то ли подставная фирма, то ли враги какие-то», - критикует аналитик принцип построения подобных бирж. По его мнению, прозрачные цены строителям проще найти Интернете.
Утверждать, что «инвесторы не могут найти, куда вложить деньги» - смешно, добавляет Кривов. Он соглашается, что на сегодня есть определенные трудности в коммуникации. Однако так происходит только по причине того, что предприниматели не доверяют друг другу.
Биржа не исправит этого положения: «Сегодня бизнесмены полагаются только на систему личных связей, коммуникаций, зачастую клановых, структура общества у нас сугубо корпоративная. Все делается только внутри своих корпораций. Потому, на мой взгляд, предпосылок к развитию таких бирж в России нет», - подводит итог президент градостроительного общества РФ.
Наталья Трефилова