Средства будущих пенсионеров должны работать, чтобы обеспечить им достойную старость, считают строители. К тому же тот объем финансовых средств, который сегодня аккумулирован в государственном пенсионном фонде, позволит развить и рынок ипотечного кредитования - в этом уверены российские строители.
«Россия испытывает острую нехватку инвесторов в ипотечные ценные бумаги, и, следовательно, мы создаем дополнительные трудности для увеличения объемов ипотечного жилищного кредитования в стране», - заявил в интервью Bigness.ru вице-президент АСР Владимир Пономарев.
Эксперт Bigness.ru депутат Госдумы Иван Грачев соглашается, что такая система используется в ряде государств. Ее механизм заключается в том, что «некий банк или аналог банка дает человеку, который хочет получить квартиру, ипотечный кредит. Банк получает от клиента 30% от стоимости жилья, плюс берет в залог его квартиру, которая, в случае неплатежей, переходит банку», - говорит Грачев.
Застраховав себя от рисков, связанных с неуплатой, банк приступает к следующему этапу - выпуску вторичных ценных бумаг, в которые и вкладывают пенсионные средства. Таким образом, деньги пенсионеров не лежат мертвым грузом, а используются для выдачи новых ипотечных кредитов.
С тем, что пенсионные накопления должны работать на будущего пенсионера, соглашается эксперт в области финансовых рынков Алексей Ведеев. «Эти деньги должны приносить доход, хотя бы быть сбереженными за 20-30 лет от инфляции», - поделился Ведеев с деловым порталом Bigness.ru.
Однако, по его словам, это «вопрос больших рисков пенсионеров». «Банк, взявшийся выпускать такие бумаги, должен контролировать их ликвидность. У нас пенсионные деньги не должны быть подставлены под недобросовестных заемщиков», - уверен специалист. Отметим, что похожая ситуация произошла в США – в портфеле якобы «хороших» ипотечных ценных бумаг, которые банки перепродавали другим финансовым институтам, попадались и бумаги по кредитам, выданным рискованным заемщикам. Собственно, с неплатежей этих заемщиков и начался всемирный кредитный кризис.
С Ведеевым соглашается и Грачев. Он считает, что у России не получится сопоставить интересы получателей ипотечных кредитов и пенсионеров из-за той же инфляции, которая уже несколько лет не опускалась ниже 10%.
Парадокс, на его взгляд, заключается в том, что «пенсионеру надо иметь доход выше инфляции, чтобы его накопления росли, а с учетом накладных расходов - это процентов 15 годовых. Получателю же ипотечного кредита хочется, чтобы процент по ипотеке был в районе 5-6 % годовых за пользование (сейчас 11-13% - прим. ред.). Образуется дельта в 10%, про которую государство четко и ясно должно сказать, что же с ней делать?» - говорит Грачев.
Если государство возьмется закрывать эту «дельту», путем выделения средств тем, кто выдает кредиты, потребуются сотни миллиардов долларов, чтобы сделать ипотеку массовой, констатируют эксперты финансовых рынков. «Обеспечить в условиях Российской инфляции интересы пенсионеров и ипотечных кредитополучателей будет очень сложно. В итоге выяснится, что это никакая не массовая схема, а достаточно ограниченная. И тогда «огород городить» незачем. Надо искать схемы, которые позволяют бюджетные деньги более массово использовать».
Взгляд вице-президента АСР сильно разнится со взглядами экспертов Грачева и Ведеева: «Вложение средств пенсионной системы в ипотечные ценные бумаги следует только приветствовать. Эта мера является необходимой», - считает Пономарев. Тем более что по такой схеме работают и другие государства, та же Германия, например.
В германии несколько иное положение дел с инфляцией, утверждает Иван Грачев и приводит цифры: «Инфляция в Германии обычно колеблется до 2% в год, а ипотечные бумаги дают доходность в 5%. Естественно, эти долгосрочные ценные бумаги приемлемы для их пенсионных фондов».
Кроме того, утверждает эксперт, в Германии «железное» обеспечение накопленных пенсионных средств: «Чтобы это обеспечить их надежность, надо, чтобы ипотека действительно стала массовой. Существует железная привязка к реальной недвижимости. Нельзя пустых бумажек выпускать. Общая стоимость вторичных бумаг не должна превышать 80% от рыночной стоимости стоящей за ними залоговой недвижимости», - утверждает Иван Грачев.
Обеспечить все средства российского государственного пенсионного фонда, которые измеряются сотнями миллиардов долларов, залоговой недвижимостью нереально. В России не найдется столько желающих взять ипотечный кредит.
Естественно, можно пойти и другим путем по типу той же Америки, которая выпустила на деньги пенсионного фонда намного больше вторичных ценных бумаг, чем было заложено реальной недвижимости потребителями ипотечных кредитов, говорит Грачев. «Они посчитали, что этой недвижимости хоть и меньше чем пенсионных накоплений, но раз бумаги на квартиры собранны не одним, а разными банками, риск одновременного дефолта статистически крайне маловероятен. Надежность таких бумаг, честно говоря, была сомнительной сразу. Возможны ситуации, когда эти бумажки все одновременно качнутся, что сейчас в Америке и происходит», - предупреждает финансовый аналитик.
Грачев уверен, строители и дальше будут лоббировать вопрос привлечения в их отрасль «свободных денег» пенсионного фонда. Однако все деньги пенсионного фонда работать в ипотеке не смогут. Их слишком много, повторяется эксперт. Этот шаг изначально обречен на провал.
Деньги государственного пенсионного фонда вряд ли вообще смогут где-либо работать: «Это госчиновники все пытаются спасти государственный пенсионный фонд. Изначально не было ответа на вопрос, который я публично задавал Зурабову в Думе, когда лоббировался вопрос об использовании средств пенсионного фонда: а куда можно вложить бешеные деньги $100-200 млрд. на 20-30 лет вперед с доходность существенно выше инфляции и с надежностью 0,99. Он не объяснил, потому что нет таких проектов в России, в которых может «выкрутиться» эта система», - сообщил Bigness.ru Грачев.
Впрочем, есть и третий путь, по которому могут пойти власти: рисковать не всем бюджетом пенсионного фонда сразу, а какой-то небольшой его частью. Однако эффект от этого будет отрицательным, считает аналитик. В условиях российской инфляции, которая по итогам 2007 года составит 11%, государству в любом случае придется оказывать бюджетную помощь ипотечным бумагам, чтобы свести на нет ту дельту, о которой говорилось выше и продвинуть ипотеку «в массы».
На взгляд Грачева и Ведеева «этого незачем делать, есть более простой выход - отдать эти деньги пенсионерам и не выдумывать фокусов».
Подводя жирную черту под всем вышесказанным, эксперты финансовых рынков пророчат государственной накопительной системе пенсионных средств лишь одно будущее: «нужно ее закрыть и хранить накопительную часть пенсии в негосударственных пенсионных фондах. Там хоть и есть свои риски, но шанс того, что деньги будущих пенсионеров будут работать, чтобы спустя 20-30 лет не обесцениться, более высок».
Наталья Трефилова