По мнению экспертов, начавшиеся проверки МВД владельцев терминалов долго не продлятся, поэтому ужаса не вызывают. Кроме того, Минфин заверяет участников рынка в том, что в конце этого года или в начале следующего урегулирует коллизию законодательства, связанную с внесением платежей физических лиц через терминалы в счет оплаты услуг связи.
Председатель комитета Национальной ассоциации участников электронной торговли Борис Ким считает, что действия милиции в целом свидетельствуют о пессимистичном развитии сценария сложившейся ситуации. «Однако вероятность этого небольшая. Ведь потребители сразу почувствуют изменения. Сейчас порядка 95% терминалов принадлежат агентам, а не банкам», - отмечает Б.Ким.
По его мнению, пессимистичный сценарий заключается в закрытии всех терминалов. «Это же уголовное дело – незаконная банковская деятельность, грозит наказание и изъятие средства осуществления этой деятельности. А это, кстати, терминал. Таким образом, останутся 5% банковских терминалов, появятся очереди. А если я монополист на рынке, зачем мне думать о качестве услуги и ее цене? Вариант катастрофический, но думаю, до абсурда не дойдет», - уточнил он.
Ким солидарен со многими участниками рынка в том, что при составлении поправок к законам о банках депутаты сделали много упущений. «Жизнеспособной стала банковско-агентская система. То есть терминалы могут принадлежать банкам, но не индивидуальным предпринимателям. Все требования, регистрация терминала по месту нахождения, наличие работника около него, - это невозможно. Нельзя же зарегистрировать терминал как филиал», - говорит он в интервью Dp.ru.
Беда заключена в самих поправках, делающих легитимной банковско-агентскую систему, при том что они не запрещают агентскую модель, уверен Б.Ким. «Уже сейчас все ведомства и депутаты начали говорить, что эта система законна, просто должно появиться какой-то официальный документ, который бы проговорил эти пункты», - полагает он.
Вероятно, подтверждением его словам может послужить сегодняшнее заверение директора департамента финансовой политики Министерства финансов РФ Алексея Саватюгина о том, что в конце этого года или в начале следующего Минфин урегулирует коллизию законодательства, связанную с внесением платежей физических лиц через терминалы в счет оплаты услуг связи.
В настоящее время операторы платежных терминалов могут использовать агентскую схему для приема платежей физлиц, не требующей наличия банковской лицензии, говорит он. Если между организацией, оказывающей услуги, и компанией, принимающей платежи физлиц за эти услуги, заключен двусторонний агентский договор, то он не подпадает под действие инструкции ЦБ РФ, в соответствии с которой банковская операция по приему платежей должна осуществляться через банк-посредник, поясняет А.Саватюгин.
В прошлом году в закон о банках и банковской деятельности была внесена поправка, согласно которой прием платежей физлиц был причислен к разряду банковских операций, сообщает «Интерфакс». ЦБ РФ в связи с этим выпустил инструкцию, вступившую вчера в силу, где указал, что такие банковские операции могут осуществляться небанковскими организациями через банк-посредник. Некоторые операторы платежных терминалов высказывали опасения, что со вступлением этого документа ЦБ в силу они не смогут принимать платежи физлиц без посреднических банков, поскольку их могут обвинить в незаконной банковской деятельности.
«По мнению Минфина, никаких опасений участников этого рынка быть не может, они вольны выбирать банковскую схему или агентскую схему», - подчеркнул А.Саватюгин. Кроме того, он отметил, что депутат Госдумы Владислав Резник внес на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект, позволяющий принимать платежи без договора с банком-посредником. Впрочем, по мнению Минфина, принятие этого законопроекта не разрешит ситуацию. Все равно прием платежей физлиц останется банковской операцией, поэтому будет подпадать под инструкцию ЦБ.
Для урегулирования коллизии создана специальная рабочая группа, призванная проработать изменения в законодательство для устранения возможных юридических проблем. Следует согласовать между собой банковское законодательство, законодательство о защите прав потребителей и гражданское законодательство, в том числе в части решения вопроса о том, что является подтверждением внесения денег физическим лицом в счет оплаты услуг. Речь идет о таких ситуациях, когда деньги были приняты платежным терминалом, однако организация - оператор платежного терминала – «сбежала с деньгами», поясняет Саватюгин.
«Пока что нам неизвестно о громких случаях недобросовестности», - подчеркнул представитель Минфина. Однако, по его мнению, необходимо этот вопрос урегулировать, поскольку в настоящее время по стране насчитывается «шестизначное количество» платежных терминалов.
Эльвира Чукмарова