По итогам первого полугодия 2007 года, количество SIM-карт, проданных операторами мобильной связи, составило около 167 млн. Реальное же число абонентов, приносящих доход компаниям, - 105 млн. Этот показатель является критическим пределом обслуживания, и эксперты полагают, что дальнейший прирост пользователей при нынешнем демографическом положении страны невозможен.
Теперь операторы сотовых сетей для увеличения собственного дохода стремятся не продать как можно больше SIM-карт, а «разговорить» абонента, а также «заставить» его использовать дополнительные – неголосовые – услуги. Кроме того, в скором времени стоит ждать и повышения тарифов на мобильную связь.
Основную долю в структуре доходов операторов по-прежнему занимают голосовые услуги (в 2006 году на них приходилось около 85% выручки). «Рост в этом сегменте обусловлен постепенным замещением фиксированной мобильной связью», - сказала в интервью Bigness.ru Наталья Куценко, аналитик Центра инвестиций в высокие технологии ИК «Финам».
Однако, по мнению эксперта ИК «Антанта Капитал» Анны Крыловой, все большее распространение получают и неголосовые услуги (SMS, MMS). ARPU (Average Revenue Per User), т.е. показатель того, сколько платит абонент сотовой сети в месяц, на сегодняшний день составляет около $10, из которых 15% приходится на пользование неголосовыми услугами.
Игроки рынка подтверждают, что основной доход получают именно посредством предоставления голосовых услуг и расширяют предоставление VAS (дополнительные услуги: SMS, мобильный Интернет, мобильное ТВ).
«В структуре «МегаФона» традиционно высока доля VAS в доходах компании. 15 копеек из каждого рубля, потраченного на мобильную связь, абоненты тратят на неголосовые, инновационные услуги», - сказал советник генерального директора «Мегафон-Москва» Роман Проколов Bigness.ru.
Анна Крылова отмечает, что «количество самих сим-карт достигло предела» и сейчас задача операторов заключается в том, чтобы «разговорить» абонента. Для этого компании, ориентируясь на APRU, вводят новые услуги, предлагают переходить с предоплаченных на кредитные тарифные планы.
Если доходы компании сотовой связи растут, может ли абонент рассчитывать на снижение стоимости минуты разговора? В этом вопросе эксперты разошлись во мнениях с некоторыми участниками рынка.
«Потенциал для снижения тарифов в России есть у всех операторов, и каждый пользуется этим ресурсом в соответствии со своими бизнес-задачами», - говорит Роман Проколов.
Наталья Куценко и Анна Крылова утверждают, что снижения стоимости не последует, и с ними согласна Екатерина Осадчая, пресс-секретарь компании «Билайн». «В настоящее время на рынке ситуация с тарифами стабильная. Никаких предпосылок к снижению нет, в том числе если судить и об экономике в целом. Однако хочу заметить, что в России тарифы на сотовую связь одни из самых низких в мире, поэтому вряд ли будут снижаться дальше», - сказала Е.Осадчая Bigness.ru.
Исследования Informa Telecom & Media (IT&M) подтверждают, что, по сравнению с другими развитыми странами, сотовая связь в России дешевая. В прошлом году японцам мобильная связь обходилась в 0,27 доллара, итальянцам – в 0,24, немцам – в 0,2, а в России тратили на минуту разговора в среднем 0,05 доллара. Данные аналитиков J’son & Partners (J&P) немногим отличаются от IT&M : по их подсчетам, средняя стоимость минуты в России составляла чуть больше 0,06 доллара. Этот показатель подтверждается и официальными цифрами «большой тройки» - МТС, «Вымпелкома» и «МегаФона».
«Посмотрите на последние несколько лет: транспорт и коммунальные услуги, например, росли в цене, в то время как тарифы на сотовую связь постоянно снижались. Теперь они достигли какого-то рубежа, дальнейшего снижения не ожидается», продолжает Осадчая, комментируя динамику развития тарифов мобильной связи. К сожалению, от МТС не удалось получить квалифицированного комментария на этот счет.
Следует напомнить, что в прошлом году распоряжение властей о бесплатных входящих звонках повлекло за собой увеличение цены первой минуты соединения всех операторов связи, а также введение платы за соединение. По замечанию аналитика ИК «Финам», несмотря на рост доходов, участники рынка мобильной связи вновь будут повышать стоимость своих услуг.
Справка:
Рынок мобильной связи в России растет стремительными темпами. Исследователи связывают это с процессом либерализации, происходящим в стране. По данным ACM-Consulting, уровень проникновения рынка мобильной связи в РФ составил свыше 110%, по оценке SNL Kagan – 84%.
Российский рынок сотовой связи стал весьма привлекательным для потенциальных инвесторов и операторов. По прогнозам Центра инвестиций в высокие технологии ИК «Финам», рынок мобильной связи в России в 2007 году превысит $16 млрд.
С точки зрения выручки рейтинг «большой тройки» выглядит следующим образом: лидером является МТС, на втором месте - «Вымпелком», а «бронза» достается «МегаФону». Однако темпы роста выручки «Вымпелкома» больше, чем у МТС, благодаря чему их доходы могут сравняться в течение полугода. Те же позиции держат сотовые операторы и по занимаемой доле рынка: МТС - 32,9%, «Вымпелком» 30,4% и «МегаФон» - 20,5%.
Эльвира Чукмарова