Рекордный убыток за всю свою историю фиксирует крупнейший американский автопроизводитель «General Motors» Corp. (GM). По результатам деятельности за третий квартал текущего года он составил 38,6 млрд. доларов. По сравнению с июлем-сентябрем прошлого года убытки компании увеличились более чем в 260 раз.
Это произошло по причине того, что «General Motors» списал отложенные налоговые активы в сумме 38,6 млрд. долларов по операциям в США, Канаде и Германии за последние три года. Именно в течение такого срока компания не получает прибыли и работает в минус, сообщает «The Wall Street Journal». Убытки прошлых лет компания отразила в современной отчетности.
Справка: General Motors основан в 1908 году. Главная штаб-квартира находится в Детройте. В настоящее время GM производит автомобилей в 32 странах; его продукция реализуется более чем в 192 странах. GM является партнером ОАО "АвтоВАЗ" по СП "GM-АвтоВАЗ", выпускающему внедорожники Chevrolet Niva и легковые автомобили Viva.
GM сотрудничает с калининградским ЗАО "Автотор", где выпускаются автомобили компании под брэндами Chevrolet, Chevrolet DAT, HUMMER и Cadillac. В 2006 году в мире было продано около 9,1 млн. автомобилей и грузовиков следующих брендов: Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC, GM Daewoo, Holden, HUMMER, Opel, Pontiac, Saab, Saturn и Vauxhall. В Европе компания GM продает автомобили Opel, Vauxhall, Saab, Chevrolet, Cadillac, Corvette и Hummer на более чем 30 рынках.
Даже если не учитывать разового списания нематериальных активов, операционные убытки GM за третий квартал в любом случае превышают прошлогодние более чем в десять раз, отмечает «Коммерсант».
Причина огромных убытков предприятия в том, что продукция GM перестала быть конкурентоспособной, считает руководитель отдела информации и анализа мировых рынков ИК «Финам» Михаил Аристакесян. «Их модельный ряд не отличается особой привлекательностью. У них специфический дизайн, который далеко не всем нравится. По городу на них ездить тяжело - они слишком большие. Именно поэтому та же «Тойота» уже обогнала США по объему продаж. Так же американских автопроизводителей нельзя назвать теми, кто выпускает экономичные автомобили. В целом, мне кажется, у автомобильной отрасли США ярких перспектив нет», - сказал он в интервью Bigness.ru.
С Аристакесяном солидарен начальник Департамента консалтинговой, выставочной и издательской деятельности ОАО «АСМ-Холдинг» Виктор Пашков. «Это напрямую связано с потерей спроса, потерей рынка, уступками в конкуренции. GM уступает и японцам, и корейцам в ценах, в качестве, а покупатель оценивает все в комплексе. Переоценивая покупку, принимает во внимание и цену, качество и стоимость обслуживания».
Производитель бьюиков и кадиллаков вынужден устанавливать высокие цены на автомобили из-за высоких социальных затрат, добавляет Аристакесян: «Это пенсионное обеспечение сотрудников, а также наличие профсоюзов, которые требуют устанавливать высокие зарплаты работникам, что делает продукцию американского автопрома неконкурентоспособной».
Падение продаж, в связи с этим падение производства и снижение выручки в итоге могут привести компанию к банкротству, говорят специалисты. Хотя руководство страны вряд ли допустит, чтобы легендарный завод со столетним стажем вдруг закрылся, считают эксперты.
Вероятнее всего, его ждут грандиозные преобразования, которые эксперты Bigness.ru видят в части сокращения численности работников, в переходе на более «экономичные» и небольшие модели автомобилей. Впрочем, подобные автомобили присутствуют в линейке GM («Opel Corsa», «Chevrolet Spark» и др.).
Однако, этого недостаточно, считает Пашков. Предприятию необходимо полностью пересмотреть собственную политику. Потому встать на ноги у него вряд ли быстро получится.
Наталья Трефилова