«Ты мне - я тебе». Примерно по такому принципу работают общества взаимного страхования, которые собираются возрождать в России парламентарии. Участники этих организаций складывают в «общий котел» членские взносы. Когда у одного из них наступает страховой случай, общество выплачивает «страховку». Такие общества создаются именно с целью помогать своим членам, а не зарабатывать. Потому и называются «некоммерческими».
Законопроект о «взаимном страховании» прошел в Госдуме окончательное третье чтение. Игроки и эксперты страхового рынка считают, что тем самым обычному страхованию будет создана серьезная конкуренция – правда, в только в некоторых его видах. Дело в том, что у обществ взаимного страхования преимущественно узкая специализация. К примеру, в него могут вступить только сельхозпроизводители, чтобы застраховать себя от неурожаев или массовой гибели скота.
Подобные организации были распространены в России в 19 веке, поделился Bigness.ru исполнительный директор Всероссийского союза страховщиков Николай Малышев. «У нас опыт взаимного страхования был только в дореволюционной Руси. В советское и постсоветское время их и не было. В общем-то, какое-то количество таких компаний в России есть и сейчас, но они работают без лицензии, и их немного. Они в основном сосредоточены на юге России и занимаются страхованием урожаев».
Подобные компании существовали и существуют на Западе, добавляет эксперт в области страхования, шеф-редактор журнала «Русский полис» Вадим Демченко. Для создания подобных объединений были свои предпосылки. « Коммерческие страховщики опасались страховать урожаи тех же фермерских хозяйств, поскольку не существовало никаких четких оценок, какими могут быть убытки. В свою очередь, фермеры должны были себя как-то защитить», - сказал он в интервью Bigness.ru .
Член комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам и президент Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль считает, что новый закон отвечает «потребностям создания адекватной страховой защиты населения, предприятий и в первую очередь малого предпринимательства».
На его взгляд, взаимное страхование, когда страхователь одновременно является и совладельцем общества, «создает экономическую предпосылку для обеспечения страховой защиты по минимальным ценам».
С ним солидарен исполнительный директор Всероссийского союза страховщиков Николай Малышев. В интервью Bigness.ru он приводит в пример оценщиков той же недвижимости, которые по закону обязаны страховать свою ответственность. «Если он пользуется услугами страховых фирм, то обычно через год срок договора истекает, его надо заключать снова, независимо от того, был ли в этом году страховой случай. При этом деньги, выплаченные по договору, остаются у страховщика. Это затратно», - говорит Малышев.
Когда несколько оценщиков создадут свою «страховую кассу взаимопомощи», они будут меньше тратиться на страховку. «Если в течение года нет страховых случаев или их немного, то оставшиеся в общей копилке деньги переходят на следующий год. То есть, общество вправе пересмотреть величину ежегодных взносов и уменьшить их. Год от года тариф может становиться все меньше, если, конечно, не будет страховых рисков», - поделился Николай Малышев.
Естественно, у таких компаний есть и свои риски, добавляет исполнительный директор Всероссийского союза страховщиков. «Может случиться так, что именно в этом году столько страховых случаев столько, что суммы собранных средств не хватает на выплату замещения. Но члены общества должны быть готовы к этому. Они собираются и пополняют кассу новыми взносами».
Главный специалист управления страхования компании «Росгосстрах-Столица» Игорь Бурцев хоть и не вчитывался в новый закон, критично отзывается о самой его идее: «На первый взгляд, складывается такое впечатление, что открывается некое поле деятельности для шарлатанов. Представляете, они создают «черную кассу», грубо говоря. Примерно то же самое, что и в ТСЖ происходит. Когда несколько жильцов одного товарищества соберут деньги, а потом неизвестно куда исчезают. И ведь еще никого не посадили! Вот что удивительно. У меня создается впечатление, что здесь тем же самым попахивает: друзья-товарищи собрались втроем-впятером и создали общество взаимного страхования, а потом потерялись с деньгами».
Во Всероссийском союзе страховщиков, не удивляются такой реакции крупных игроков этого рынка, ведь, по сути, общества взаимного страхования могут стать их конкурентами, а значит, будут отбирать их «хлеб».
В свою очередь Игорь Бурцев, добавляет, что ведущие страховые компании вовсе не боятся конкуренции. Тем более что вряд ли такие сообщества после вступления закона в силу, будут расти, как «грибы после дождя».
С ним солидарен шеф-редактор «Русского полиса». Демченко считает, что для развития этого сегмента в нашей стране мало перспектив: «Я не представляю, как наши крестьяне могут скооперироваться до такой степени, что будут принимать значительную часть сельхозрисков, а это очень большая проблема нашей страны. Вряд ли они соберутся. Они просто не наполнят этот уставный капитал».
Эксперт добавляет, что даже если крестьяне создадут общество взаимного страхования, вряд ли у них получится сделать его финансово-устойчивым. «Для этого необходим серьезный средний класс, именно на его базе все это дело процветало на Руси в 19 веке, когда был расцвет этих обществ. Сейчас такого массового среднего класса - нет, а если и есть, он порожден самыми разными интересами, трудно найти единомышленников».
Между тем, во Всероссийском союзе страховщиков не унимаются и настаивают на том, что такая практика существует во всем мире. «Что касается надежности, если на мировой опыт опираться, то есть общества страхования, которым более 150 лет. Они работают, и у них не возникает никаких проблем», - констатирует Малышев.
В любом случае большинство из опрошенных Bigness.ru экспертов сходятся в том, что у обществ взаимного страхования нет серьезной почвы как для появления на российском рынке. Тем более, нет предпосылок к скорейшей революции в этом секторе.
Наталья Трефилова