7 ноября немецкий авиаперевозчик Lufhansa должен дать окончательный ответ на требования России о скорейшем переносе транзитной базы Lufthansa Cargo из казахской Астаны в российский Красноярск. Однако компания больше склонна к отказу, так как полеты в этом направлении станут для нее экономически нецелесообразными.
28 октября российские авиационные власти запретили самолетам немецкой транспортной компании Lufthansa Cargo летать над территорией России, мотивируя это тем, что временное разрешение истекло, и для дальнейшего сотрудничества его необходимо продлить. Руководство Lufthansa назвало эти действия неожиданным шагом, так как заявка на продление срока действия соглашения была подана своевременно, но последовал отказ. Само уведомление о запрете было получено лишь накануне начала его действия.
В ответ на это грузовые самолеты компании «Аэрофлот» были лишены возможности пользования немецким воздушным пространством. До этого они совершали 33 грузовых полета в неделю, пользуясь услугами аэропорта во Франкфурте. Если бы не положительное разрешение ситуации, «Аэрофлоту» пришлось бы летать через Люксембург.
Однако конфликт частично разрешило непосредственное вмешательство правительства Германии. Уже 2 ноября, на следующий день после того, как руководство Lufthansa Cargo распространило заявление о требовании российской стороны, состоялся телефонный разговор между министром иностранных дел Германии Франком-Вальтером Штайнмайером и его российским коллегой Сергеем Лавровым. Как сообщает Deutsche Welle , беседа прошла в конструктивном ключе и положила начало взаимному примирению.
Таким образом, немецкие грузовые самолеты получили разрешение на перелет через российскую территорию, но лишь до 15 ноября. Со своей стороны Германия отменила запрет на посадку самолетов «Аэрофлота» в аэропорту Франкфурта-на-Майне.
Москва продолжает настаивать на переносе транзитной базы Lufthansa либо в Красноярск, либо в Новосибирск. Представители немецкого авиаперевозчика по-прежнему считают такой ультиматум абсурдным. Помимо этого, Германия упрекает российские власти в шантаже.
Немецкое издание Die Welt пишет о том, что Россия стремится закрепить за собой Lufthansa и заработать деньги, пустив грузоперевозчика через Сибирь. Третий по величине сибирский город испытывает дефицит в инфраструктуре, поэтому в случае выполнения российских требований немецкая компания способна «оживить» авиаперевозки в Красноярске.
Однако, как утверждает немецкая сторона, сибирский аэропорт не располагает оборудованием и всем необходимым для обеспечения взлета и посадки в неблагоприятных погодных условиях. Пресс-секретарь компании Клаус Вальтер отмечает, что «на одну лишь установку такого оборудования уйдет полгода. Еще шесть месяцев понадобится для пробных полетов». В общей сложности на перенос базы может уйти около двух лет. Помимо этого, совсем недавно компания продлила с Астаной контракт, на прекращение действия которого вновь потребуется время – от трех месяцев до полугода.
Отказ от предложения России перенести базу в Красноярск грозит окончательным запретом на пролет через российскую территорию. Облет удлинит любой рейс в среднем на три часа и вызовет дополнительные затраты на перевозку грузов - еженедельный расход керосина увеличится на 600 тысяч литров, что для компании экономически невыгодно.
Глава Lufthansa Карстен Шпор обратился к правительству Германии с просьбой о помощи и призвал его усилить давление на Россию. «Мы требуем долгосрочной гарантии наших прав, в независимости от того, где будет в дальнейшем располагаться наша транзитная база», - заявил он в интервью газете Welt am Sonntag .
Штайнмайер придерживается осторожной позиции в отношении конфликта вокруг прав на транзитный перелет, и это вызывает критику партнеров по «большой коалиции», требующих проявления активных действий. До разговора министра с С.Лавровым заместитель фракции Христианско-социального союза (ХСС) в Бундестаге Андреас Шоккенхоф заявил, что глава МИДа перекладывает решение проблемы на министерство транспорта. Также, по его мнению, проблему необходимо обсудить на уровне Евросоюза.
Конфликт между российскими авиационными властями и Lufthansa - часть политико-экономической борьбы, особенно широко развернувшейся в последнее время между РФ и ФРГ, полагают представители немецких компаний. Эксперты считают, что во всем повинно заявление, сделанное немецким кабинетом министров: они собираются препятствовать переходу немецких предприятий под контроль иностранных инвесторов в том случае, если от этого будут страдать интересы национальной безопасности. В Минэкономики ФРГ сказали, что ограничения будут направлены прежде всего «против нескольких уже определенных зарубежных инвестиционных фондов, которые оперируют финансовой и политической поддержкой некоторых государств». Опасения связаны с тем, что данные государства посредством созданных и финансируемых ими фондов могут скупать немецкие организации для получения доступа к новейшим технологиям, а также оказывать на Германию давление в кризисных ситуациях. В ряду «некоторых» государств находятся Россия, Китай и некоторые страны Большого Ближнего Востока.
Специалисты полагают, что разгоревшийся воздушный конфликт является одним из звеньев цепочки «торговой войны». Однако руководитель российского авиаведомства Евгений Бачурин уверен, что никакой проблемы и вовсе не существует – немецкая сторона просто не готова принимать российские требования.
Эльвира Чукмарова