В четверг правительство официально дало «добро» на реорганизацию энергомонополии РАО «ЕЭС России». По словам Зубкова, это станет «логичным завершением реформирования электроэнергетики и создания новой демонополизированной структуры в отрасли». Напомним, энергохолдинг прекратит свое существование 1 июля 2008 года.
Суть реорганизации РАО «ЕЭС России» заключается в разделе производства электроэнергии на оптовые генерирующие компании (ОГК) и на распределительные сети. Положительным моментом реформы можно назвать привлечение инвестиций в электроэнергетику, которая все больше испытывает дефицит мощностей.
Первые признаки застоя производства начали проявляться в 1980-х годах, когда с ростом потребления электроэнергии очень медленно обновлялись генерирующие мощности. Во многих регионах происходили (и происходят) перебои энергоснабжения. Зачастую неверно проводилось планирование режимов производства и потребления электроэнергии, а также отсутствовало энергосбережение, что грозит в ближайшей перспективе энергетическим кризисом.
Пытаясь принять меры для повышения эффективности энергокомпаний, правительство пришло к выводу о необходимости увеличения инвестиций в электроэнергетику - это и привело к цепи реформ в данной отрасли. Однако и у этих действий есть оборотная – отрицательная - сторона: по мнению противников реформы, разделение единой системы может повлечь ее «развал», так как есть вероятность, что государство со временем совершенно потеряет контроль над производством электроэнергии.
По мнению Романа Габбасова, аналитика по электроэнергетическому сектору ИК «Проспект», вопрос реорганизации является глобальным.
«С одной стороны, наверное, будет немного неправильным то, что государство в какой-то мере утратило там (в электроэнергетике – прим. ред.) свои контролирующие позиции, - сказал Габбасов в интервью Bigness.ru . - С другой стороны, позитивом является привлечение средств на обновление мощностей и строительство новых, так как дефицит электроэнергии растет и его надо ликвидировать». Привлечение частного капитала неизбежно вызовет вытеснение государства, но в то же время позволит привлечь в электроэнергетику средства, поясняет эксперт.
Бывший замминистра энергетики РФ Виктор Кудрявый уверен в том, что в результате реформы РАО «ЕЭС» государству останется лишь «бумажная структура», так как все реальные электростанции будут приватизированы. «Основной потенциал отрасли – это тепловая генерация, составляющая примерно 2/3. А государство там ничего иметь не будет. После приватизации, инвесторы, разумеется, еще поднимут цены. Тут все просто, - рассказал экс-замминистра Bigness.ru. - В любой приватизации, особенно – в российской, есть три цели: купить подешевле, сделать товар дефицитным и добиться, чтобы цены никто не регулировал. И тогда не важно о чем речь: об энергетике или о маленьком свечном заводике».
В.Кудрявый также отмечает, что за реформой последует повышение тарифов для предприятий, которым может стать не под силу оплачивать потребление электричества. В свою очередь, это повлечет снижение рентабельности и, в конечном счете, ухудшит ситуацию с безработицей.
Р.Габбасов согласен с тем, что тарифы на потребление электроэнергии возрастут для предприятий и это «отразится на обычном народе», но «все будет происходить постепенно и в рамках запланированных повышений тарифов. А за счет промпотребителей будет выстраиваться конкурентный рынок, который позволит функционировать предприятиям с большей рентабельностью и, соответственно, изыскивать средства для обновления мощностей».
Сказать определенно – положительна или отрицательна реформа РАО «ЕЭС» ‑ нельзя, считает специалист. Альтернативой приватизации электроэнергетики, по его словам, могло бы стать более грамотное управление тарифами со стороны государства, за счет которых и можно было обновлять энергомощности. Но это следовало бы делать раньше – прежде, чем износ оборудования в среднем превысил 60%.
«Понятно, что за счет тарифов в свое время пытались сдерживать растущую инфляцию, и были очень большие проблемы с неплатежами за электроэнергию, но, наверное, вариант, который реализовался, не является худшим», - полагает аналитик. Он добавляет, что в таком случае Россию уже неправильно называть энергетической державой, так как большая часть вкладываемого капитала будет или частным, или иностранным.
Итак, в создавшейся ситуации реформа пойдет российской электроэнергетике на пользу – по крайней мере появляется надежда на обновление мощностей. В любом случае реформа российской энергетики стала фактически необратимой и прошла «точку возврата».
Эльвира Чукмарова