На днях граждане России были поражены известием, что родной Сбербанк желает обрубить корни и отнять сберегательные книжки, заменив их бездушным пластиком. Ошибочная информация появилась на страницах сайта «Газеты.ру»: утверждалось, что Сбербанк России «развернул активную кампанию по замене сберегательных книжек своих клиентов на пластиковые карты», причем «модернизация проводится в обязательном порядке» и до конца текущего года.
Кроме того, было заявлено, что не только Подмосковье в обязательном порядке перейдет до конца года на пластиковые карты, но и «как минимум весь Среднерусский банк «Сбера», к ведению которого относятся еще и Брянская, Калужская, Рязанская, Смоленская, Тверская и Тульская области».
«Большой Бизнес» для разъяснения сложившейся ситуации специально связался со Сбербанком России, Среднерусским банком, а также с Ассоциацией региональных банков. Во всех трех организациях слышали об «истории», рассказанной изданием, упомянутым выше, однако отрицают информацию об обязательной замене сберегательных книжек пластиковыми картами.
Хотя Сбербанк уже второй десяток лет эмитирует карточки, однако они являются альтернативой сберкнижкам (куда приходят социальные пособия), а не заменой, отметили в пресс-службе Среднерусского банка. Каждый вправе выбирать наиболее удобный для себя инструмент пользования льготами. В пресс-службе сказали, что «Газетой.ру» наверняка неверно были поняты сведения относительно внедрения социальных карт, а следовательно «неверно, непрофессионально подан материал».
«Это абсолютно нормальный продукт (пластиковые карты) на сегодняшний день. Мы тоже лет 30 или 40 назад счетами пользовались, сейчас – компьютерами. Об обязательной замене сберкнижек и речи быть не может», - подчеркнула собеседница «Большого Бизнеса».
В Сбербанке России также заявили о том, что информация о ликвидации сберегательных книжек является некорректной: «Любой клиент банка вправе выбирать: либо карточка, либо книжка – и то и другое имеет свое преимущество». В пользу сберегательной книжки говорит абсолютная бесплатность ее использования. Однако комиссионные по обслуживанию банковской карты также невелики: например, в Москве и области – 50 рублей за первый год, 30 – за последующие. «Даже для пенсионеров это копейки», - отметил источник в Сбербанке.
Плюсом карты является также получение денег в любой точке страны и в любое время. По словам представителя банка, «если в этом же регионе – бесплатно, если в других – будет какая-то комиссия, но небольшая». Помимо этого, владелец социальной карты имеет возможность оплаты покупок в магазинах, где принимают данный вид карт. Есть ряд других современный функций: таких как оплата телефона по карте, денежные переводы с карты на карту, причем бесплатно (даже в другие страны) – «все это доступно для тех социальных карт, которыми пользуются пенсионеры».
Людмила Егоркина, директор центра информации Ассоциации региональных банков, поддерживает мнения представителей Сбербанка и Среднерусского банка в том, что использование пластиковых карт в современном мире очень удобно и многое упрощает, тем более что «по ним всегда можно узнать все движения финансовых средств». Вызванный ажиотаж относительно внедрения карт Людмила Игоревна объясняет тем, что в нашей стране к нововведениям в целом относятся с некоторой опаской, даже недоверием. Однако при этом необходимо взвешивать все «за» и «против», а не принимать поспешных решений, которые могут быть подчас и неверными.
Эксперты подчеркивают, что автоматизация упростит человеческие отношения – исчезнут очереди и негативные эмоции вследствие «простаивания» в них. Пластиковые карты будут обслуживаться во всех отделениях Сбербанка, являющегося основным в России, - дефицита платежных терминалов население испытывать не будет.
Итак, подводя итоги, можно сказать, что Сбербанк, модернизируя сами отношения «банк-клиент», не навязывает, а дает возможность выбора. Каждый решает сам, что для него удобней: карта или книжка. Никакой «принудиловки» не будет. Пластиковая карта – альтернатива, а не замена сберегательной книжки. Полный переход на карты предположителен в перспективе, «когда-нибудь» (так как население все более склоняется именно к этой услуге), однако никак не до конца текущего года.
Эльвира Чукмарова