Будущее атомной энергетики за развитием реакторов на быстрых нейтронах. Такого мнения придерживается глава «Росатома» Сергей Кириенко. На сегодняшний день наша страна является мировым лидером в этих научных разработках. Однако эксперты бьют тревогу. Уже совсем скоро Россия может утратить свое первенство в этом направлении.
За реакторами на быстрых нейтронах действительно большое будущее. Они отличаются высоким коэффициентом полезного действия и не требуют дефицитного сырья. Об этом в интервью «Bigness.ru» сообщил председатель «Движения развития» Юрий Крупнов. В свое время он инициировал программу «Развитие атомной энергетики». На его взгляд, «главное состоит в том, что основным топливом реакторов на быстрых нейтронах (БН) является не уран-235, который на сегодняшний день дефицитный и его не достаточно, в частности, для российской энергетики, а уран-238, который содержится практически в неограниченных количествах. Иногда называют цифру, что до 1000 лет его можно использовать для атомной энергетики».
Справка:
В распространенных сейчас типах реакторов на медленных нейтронах топливо выгорает всего на 1%, после чего его приходится либо хранить (что весьма недешево), либо перерабатывать, выделяя из него ценные изотопы, прежде всего оружейные уран-235 и плутоний. В реакторах, работающих на быстрых нейтронах, топливо сжигается на порядок эффективнее - до 12%. Более того, они позволяют обойтись без используемого ныне урана-235, заменив его плутонием и ураном-238, который составляет 99,28% природного урана и в колоссальных объемах хранится в отвалах руды после извлечения из нее урана-235.
К сегодняшнему дню энергетика России дошла не в лучшем виде. Пусть и медленно, но растущая экономика требует все больше мощностей. Однако производство электроэнергии в России ограничено. В советское время в стране было построено всего 30 атомных энергоблоков, что почти в 4 раза меньше, чем в США. Что касается электростанций, работающих на органическом топливе, за ними нет будущего, считают ученые.
В беседе с журналистом делового портала «Bigness.ru» директор ФГУП «Институт стратегической стабильности» Федерального агентства по атомной энергии (ФААЭ) России Виктор Михайлов поделился своим отношением к использованию этих ресурсов. «Нефть, газ, когда-нибудь иссякнут. Все эти природные накопления мы сегодня используем, я считаю, бездарно, я всегда был противником использования такого топлива в энергетике, я постоянно выступал за развитие атомных электростанций и во всем бывшем Союзе, и в России». Атомная энергия может быть значительно дешевле, говорит ученый.
Первый в мире энергоблок с реактором на быстрых нейтронах промышленного масштаба появился как раз таки в России в 1980 году. Его запустили в качестве эксперимента на Белоярской АЭС имени Курчатова на Урале. По словам ученого, работает реактор достаточно эффективно. «Реактор БН-600 сейчас еще работает, 600 МВт электрической мощности он выдает. Он мог бы обеспечить город с населением 100 тысяч человек со всеми промышленными объектами, но это условно», - пояснил Виктор Михайлов. Для сравнения 2 остальных реактора этой станции в совокупности выдают 300 МВт.
Со времен начала эксперимента прошло почти 30 лет, однако до сих пор в России началось строительство только одного подобного энергореактора на той же Белореченской АЭС, правда, мощностью 800 МВт. Его обещают построить к 2012 году. Однако такие темпы развития атомной энергетики российские ученые считают слишком неторопливыми.
На вопрос, почему этот процесс в нашей стране заморожен, директор «Института стратегической стабильности» ответил следующее: «Одна из причин, которая тормозила развитие реакторов БН, состоит в том, что мирный атом у нас вышел из военного. Военным нужны реакторы на медленных нейтронах, чтобы вырабатывать изотоп плутония-239, который используется в ядерном оружии. Поэтому такие реакторы и у нас строились в первую очередь».
Между тем, интерес к реакторам на быстрых нейтронах есть, по крайней мере, в научных кругах. «Помню, с Обнинска приходил ученый, который готов заняться быстрыми реакторами, у меня с ним был разговор. Но нет возможности! В первую очередь, конечно же, финансовой возможности. Это же эксперименты большие. Даже реактор на медленных нейтронах был впервые построен в 1942 году в Чикаго на стадионе!» - замечает директор института.
По его словам, себестоимость реактора на быстрых нейтронах действительно очень высока. «Строительство одной такой электростанции потребует огромных капиталовложений. Ее стоимость примерно $1-2 млрд. Кроме того, потребуются и дополнительные затраты на то, чтобы получить атомное топливо, для этого надо иметь добывающие мощности, нужно провести его переработку», - констатирует специалист.
Приступать к освоению более распространенного ядерного топлива необходимо уже сейчас, считает и Юрий Крупнов. Несмотря на то, что, по его словам, наша страна потеряла полтора десятилетия, «Россия является абсолютным лидером в этом направлении», - утверждает эксперт.
«Если не предпринимать энергичных решительных шагов вот сейчас, причем в частности неординарных, мобилизационных по этому направлению, то, во-первых, мы рискуем утратить это первенство, во-вторых, мы рискуем быть неготовыми к решению проблем ограничения того же урана-235, возможно, уже в 2915-2017гг».
Не смотря на свои изначальные лидерские позиции в области научных разработок реакторов БН, России грозит энергетическая зависимость. Причем, даже от развивающихся стран, предупреждает Крупнов: «По этим направлениям начинают работать разные страны. Я уж не говорю про США и их ближайших союзников. Индия очень интересно работает в этом направлении, хотя там немножко другое топливо и немножко другой принцип. Вполне серьезно этим может заняться и Китай. Поэтому дело не в том, что кто-то уже имеет задел, а в том, что наше абсолютное первенство исчезает, и очень быстро мы окажемся в ситуации, когда придется покупать такие реакторы в других странах».
Впрочем, глава «Росатома» настроен вполне оптимистично. Он заявил, что до 2020 года в России планируют ввести в строй 26 новых энергоблоков АЭС большой мощности в рамках программы по развитию атомной отрасли. Кириенко пообещал, что с топливом для таких АЭС будет все нормально.
По его словам, сейчас накоплен миллион тонн низкообогащенного урана-238 и геологи получат в 20 раз больше денег на урановую и ториевую геологоразведку. В общем, Сергей Кириенко, дал понять, что вопрос развития атомной энергетики России под контролем и напомнил, что в Государственной думе вот-вот созреет документ о создании госкорпорации «Росатом», которая вплотную займется решением насущных энергетических вопросов страны.
Наталья Трефилова