Великобритания намерена заявить права на более чем 1 млн кв. км шельфа в прибрежных водах Антарктики, как сообщила на прошлой неделе газета The Guardian. Как мы уже отмечали, вполне обоснованные претензии РФ на северные арктические территории, и последовавшая в июле полярная исследовательская экспедиция под руководством Артура Чилингарова вызвали на Западе настоящий ажиотаж.
Страны мира тоже бросились «делить» арктический шельф, еще недавно принадлежавший РФ. Но если российский «арктический треугольник» размером в 1,2 млн. кв.км, с вершиной на Северном полюсе еще с 20-х годов прошлого века считался советским, а затем и российским сектором, согласно «полярным» договоренностям СССР, Норвегии, Дании, США и Канады, то с британскими претензиями на Антарктиду дело обстоит несколько иначе.
Территория, которую Британия называет своим сектором в Антарктике, представляет собой «треугольник» в 1,73 млн кв. км, с вершиной на Южном полюсе. Однако британскую юрисдикцию над ним официально признают только Франция, Норвегия, Новая Зеландия и Австралия. К тому же, в 1959 году Великобритания выступила одним из инициаторов Договора об Антарктике с 11 странами (сейчас их уже 46), который ограничивает там международные территориальные споры. А дополнительный протокол от 1991 года к тому же запретил там добычу полезных ископаемых.
Однако, глядя на российский сектор Арктики, который содержит около 100 млрд. тонн углеводородов в нефтяном эквиваленте, несметные рыбные богатства, и Северный морской путь (самая короткая трасса из Европы в Америку и Азию, в том числе и для транспортировки углеводородов), а также попытки США, Дании, Норвегии и других «претендентов» растащить российский сектор, Великобритания, которая исторически не имеет никаких шансов в Арктике, решила «отличиться» и обратить внимание на Южный полюс.
Хотя ни СССР, ни РФ, ни США, никогда не предъявляли никаких территориальных претензий в Антарктике, Великобритания поспешила заявить о намерениях подать заявку в ООН, и даже добиться права заняться геологоразведкой, а в будущем и добычей полезных ископаемых в прибрежных водах Антарктиды (на расстоянии до 560 км от «британской территории»). Тем более что «большой Договор» подписан лишь до 2009 года.
Тем не менее, намерения Лондона очевидно противоречат самому духу ряда общепризнанных международных документов о статусе континента, уже подтвержденному ранее. Так в 2004 году, когда впервые после 1959 года Австралия попыталась увеличить свою территорию за счет Антарктики, США и РФ расценили это как нарушение принципа «замороженности» права на территории в Антарктике и вынудили Канберру отказаться от планов.
Но британских дипломатов статус материка, похоже, не смущает. Лондон даже намерен добиться признания британского владения частью шельфов острова Вознесения в Атлантическом океане, острова Рокол близ Ирландии, полуострова Южная Джорджия в Антарктике, а также части Бискайского залива. По мнению руководителя Центра британских исследований Института Европы Алексея Громыко, алчность Британии объясняется начавшейся на Западе борьбой за полезные ресурсы в труднодоступных регионах мира, и желанием заранее «выторговывать себе дополнительные территории».
Но в стороне не останутся и другие страны. Хотя МИД Великобритании заявляет, что «все территориальные требования основаны на 76 ст. Конвенции ООН по морскому праву», однако в Антарктике все требования Британии могут быть оспорены Чили и Аргентиной, которые могут выдвинуть встречные требования.
В частности, планы англичан уже вызвали ответную гневную реакцию Аргентины - в прошлую пятницу министр иностранных дел Хорхе Тайана заявил, что в таком случае его страна подаст заявку на «свою» часть южного континента, а также будет отстаивать «суверенные права» на территорию океана вокруг нескольких островов, включая спорные Фолклендские. Аналогичной реакции можно ожидать от Чили, Австралии, Новой Зеландии и еще ряда заинтересованных стран.
Кстати, Чили уже возмутилась претензиями Великобритании на территории в Южной Атлантике. Официальный представитель чилийского Института Антарктики Роке Томас Скарпа заявил, что Британия бросила вызов духу Договора об Антарктике 1959 года. «Здесь не может быть оружия, а также проводиться добыча нефти, которая, как предполагается, здесь имеется», – сказал он, напомнив, что на ледовом континенте может развиваться только туристическая и научная деятельность. По мнению Скарпа, претензии Лондона подрывают Договор об Антарктике, который установил «статус-кво» и который «до сих пор все уважали».
Стоит отметить, что даже тогда, когда еще не сказали своего веского слова такие гаранты Договора 1959 года, как Россия и США, Великобритании не стоило бы вызывать недовольство этих двух стран. Ведь если в 1982 году во время Фолклендской кампании Британия (в составе НАТО) помогла Чили жестко подавить претензии Аргентины на острова, то теперь обе стороны могут «припомнить» короне участие в том кровавом конфликте. А НАТО может и не поддержать спорные «великодержавные» претензии.
Александр Радугин