Власти спешат успокоить автомобилистов: цены на бензин, по официальным данным, резко расти не должны. Однако сами игроки рынка утверждают: до резкого повышения цен осталось 3-4 дня.
Напомним, вчера в СМИ были распространены слухи о скором подорожании автомобильного топлива в московском регионе. По заявлению региональных трейдеров, в округе на минувшей неделе сложился существенный дефицит дизельного топлива. Похожая ситуация складывается и в сибирских регионах. Опрошенные московские автозаправщики говорят, что на старых запасах они продержатся еще 7-10 дней. Однако, как выяснилось, ситуация еще острее.
По неофициальным данным, за последний месяц дизель подорожал на 5-6%, 92-й бензин - на 5-8%, а 95-й - на 8-10%. Те же источники утверждают, что рост оптовых цен на топливо наблюдается только по Москве и области. Стоимость бензина в регионах остается на прежнем уровне, а АИ-92 даже немного подешевел.
Однако официальные органы говорят об отсутствии проблемы. Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат) не зафиксирована изменений в стоимости бензина в России за минувшую неделю. С начала текущего года средние цены на бензин в РФ поднялись на 2,3%. Это значительно ниже уровня инфляции.
По данным Росстата, повышение средних цен на автомобильный бензин зарегистрировано в 7 центрах субъектов Российской Федерации. Наибольший их прирост отмечался в Ульяновске - 0,8% и в Рязани - 0,7%, где бензин марки А-76 (АИ-80 и т.п.) подорожал на 1,1% и 1,0% соответственно.
Вместе с тем, опасении независимых наблюдателей небеспочвенны: даже официальное статистическое ведомство признает, что производство автобензина в России за начало октября снизился сразу на 15,3% - до 610 тыс. тонн. Выпуск дизтоплива сократился на 6,4% - до 1,173 млн тонн.
Снижение производства вызвано плановыми ремонтами, проводимыми одновременно на нескольких крупных нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ): КиришиНОС, Московском НПЗ, ЯрослаНОС, Саратовском НПЗ, ПермНОС, Уфимской группе НПЗ, Омском и Комсомольском НПЗ.
Другой причиной роста цен, по данным информационного центра «Кортес», являются структурные изменения на российском рынке, которые привели к несогласованности поставок нефтепродуктов в отдельные регионы. В настоящее время проблема отгрузок остается на Уфимской группе НПЗ и, по мнению региональных трейдеров, улучшения ситуации в ближайшей перспективе не предвидится. Проблемы с отгрузкой продукции появились также при поставках в Сибирский ФО.
Помимо Уфимских заводов, отгрузки в регион осуществляет Сургутский ЗСК, где временно приостановила работу установка по выпуску компонентов высокооктановых автобензинов. При этом компания "Роснефть", на которую приходтся наибольшая доля поставок в регион, отгружает основные объемы нефтепродуктов на свои сбытовые предприятия и экспорт. Предложений свободных объемов с Ачинского НПЗ и Ангарской НХК на сегодняшний день нет.
В Москве же топлива осталось на 3-4 дня. Такой предельный срок озвучил Агентству нефтяной информации (АНИ) представитель Московского межрегионального нефтяного союза (ММНС). По его словам, решение о повышении цен участниками союза уже принято. «Речь не идет о каком-то сговоре. Работать невозможно! Прибыли нет. Оптовые цены вплотную приблизились к розничным, наблюдаются недопоставки», - пояснил источник.
Между тем в консультационной компании «ИнфоТЭК Консалт» отметили, что в настоящее время наблюдается резкий скачок мировой цены на нефть, а так как российский рынок очень тесно связан с мировым, то это вызовет скачок оптовых цен. «Будет ли меняться цена на бензоколонках, неизвестно, учитывая предвыборную ситуацию и рост цен на продукты. Скорее, здесь уместен вопрос: а дадут ли им менять цены в рознице?» - сказал собеседник Агентства нефтяной информации.
Этим же вопросом задается и Дмитрий Лукашов, аналитик банка «Зенит». В своем интервью Bigness . ru , аналитик отметил, что цены на нефтепродукты в России больше регулируются государством, нежели рынком.
Сергей Малинин