Какой бы не была критика в адрес России – как в странах ближнего зарубежья, так и из-за океана, она скорее обусловлена или «детскими обидами» руководств республик, некогда чувствовавших себя куда более надежно под эгидой СССР, чем ныне – в «самостоятельном плавании» в глобальном мире; либо (со стороны Большого Запада) – традицией противостояния, обусловленной опасениями навязанной им же «конкуренции».
Тем не менее, в долгосрочной перспективе здравый смысл побеждает: Россия на поверку оказывается тем реальным партнером, с которым здравые силы связывают возможности и перспективы в ближнем и дальнем зарубежье.
При этом Россия, будучи чрезвычайно богатой страной, не допускает открытого грабежа, но и за копейку (цент, или гривну) не склонна «удавиться». Так, еще год назад скандалы вокруг газовых цен сотрясали отношения Россия-Украина и Россия-Белоруссия, однако теперь все решается гораздо более мирным путем.
По мнению посла РФ в Белоруссии Александра Сурикова, окончательная цена на газ для РБ в 2008 году будет определена уже в декабре текущего года - на уровне около $125 (против $236 – цены поставок в ЕС). В том же районе (около $150), вероятно, будут и цены на газ для Украины, недавно благоразумно решившей покрыть накопленный долг за газ из РФ в $2 млрд.
В 2007 года Украина и Белоруссия получали газ по еще более льготным тарифам - $130 и $100 за тысячу кубометров соответственно, однако вследствие удорожания для РФ туркменского газа, и других факторов рынка, Россия вынуждена повышать цены, что она и делает в очень замедленном, щадящем режиме.
Стоит отметить, что РФ вообще с пиететом относится к бывшим соседям по СССР, особенно на фоне разразившегося в мире кризиса продовольственных цен. Российская экономическая политика в отношении «ближних» республик, несомненно, отразит и этот угрожающий фактор мировой экономики.
Действительно, кризис мировых цен на зерно, похоже, докатился и до Белоруссии: на днях Министерство торговли Белоруссии внесло предложение в правительство страны об ограничении экспорта животного масла и сыров по причине перебоев с поставками на внутренний рынок молочных продуктов – это стало заметным даже на прилавках Минска.
Несмотря на то, что Белоруссия поставляет 13–15% потребляемого в России сыра и масла, участники рынка считают, что эти действия мало отразятся на России, так как Россия в основном снабжается своим производством, а Белоруссия – не единственный доступный импортер молока, а со снижением пошлин ее значимость в качестве транзитного импортера снизилась.
Тем не менее, Белоруссия вполне очевидно, попала под ценовой удар, в связи с чем Лукашенко опять запросил стабилизационный кредит в $1,5 млрд, который хотел выторговать в мае, еще не заплатив долги за российский газ(позднее все $456 млн были выплачены). Тогда в стабкредите отказали, тем более, что деньги были и быстро нашлись.
Однако, теперь ситуация несколько иная. По словам посла РФ в Белоруссии Александра Сурикова, сейчас Белоруссия имеет право на получение в России стабилизационного кредита в размере $1,5 млрд, так как теперь в связи с недавним пересмотром бюджета, «он стал дефицитный», и, таким образом «Белоруссия обеспечила достаточные условия для предоставления ей стабилизационного государственного кредита».
Напомним, что Москва неоднократно предлагала Белоруссии стабилизационный кредит на $1,5-2 млрд на 15 лет с погашением через пять лет под 8,5%. Еще в феврале бывший глава МЭРТ Герман Греф подтвердил это положение, заявив, что Россия может рассмотреть вопрос о стабкредите.
Теперь многое будет зависеть от позиции Александра Лукашенко, ведь Россия могла бы дать деньги, но только – друзьям. Хотя РФ и ощущает давление зернового кризиса, однако в целом положение страны в мировой экономике от этого не ухудшилось. Хотя цены на масло и молоко в РФ поднялись, поднимаются и цены на нефть на мировых рынках: во вторник, например, они установили новый рекорд в $86 за баррель, разом поднявшись на NYMEX на 2,92% - на ожиданиях военной операции курдов против турок в третьем по нефтяным запасам в мире Ираке.
Нефтяные цены растут, что способствует росту экономики РФ: если в начале октября глава Минфина РФ Алексей Кудрин прогнозировал годовой прирост ВВП в 7,3%, и 20%-ный прирост инвестиций, отметив, что «экономическая динамика в стране превышает самые смелые планы», то уже в минувший вторник были скорректированы и эти прогнозы. Согласно доклада МВФ «Обзор мировой экономики», в 2008 году рост ВВП в России составит уже 7,8%, а на долю наиболее динамичных экономик мира – российской, китайской и индийской – уже сейчас «приходится половина мирового прироста за прошедший год».
Даже в США, который традиционно считается «худшим другом» РФ, на фоне многочисленных кризисов Америки решили, что «необходимо активизировать энергетический диалог с Россией по ключевым энергетическим вопросам» в рамках договоренностей G 8. Об этом в среду заявила специальный помощник президента США, старший директор по России в совете национальной безопасности (СНБ) при президенте Буше Мэри Уорлик, воодушевленно отметив, что «триллионная экономика России сегодня является 9-й по величине в мире», «за первые шесть месяцев 2007 года приток частных инвестиций в Россию превысил $67 млрд - больше, чем за все первое десятилетие после коллапса Советского Союза», а валютные резервы РФ «в размере более $400 млрд являются сейчас третьими по величине в мире».
«Кто бы мог это представить всего лишь пять-шесть лет назад?» - воскликнула помощник президента США, и заявила, что «наши экономические отношения быстро становятся улицей с настоящим двухсторонним движением». Еще бы, ведь по ее же словам, «ведущие компании США: Boeing, Conoco-Phillips, Exxon Mobil, International Paper, Alcoa, Ford, General Motors и другие «быстро расширяются свое присутствие на российском рынке». Уорвик, понятно, отметила и «хороший прогресс» на переговорах по вступлению России в ВТО, и важность диалога США и России «по линии деловых кругов».
В итоге, хотя дело не обходится без «палок в колеса» (на днях Лукашенко ввел ограничения на вывоз иномарок из страны, а Конгресс США зачем-то вновь вернулся к некоторым аспектам «дела ЮКОСа»), наши ближние и дальние партнеры в целом смотрят на Россию с надеждой на фоне развивающегося комплексного кризиса мировой экономики, а возможно, и политической ситуации.
Думается, Россия смогла в очередной раз доказать свою состоятельность в качестве значимой мировой державы, в том числе, благодаря усилиям действующего руководства. Здесь будет вполне уместным еще раз процитировать признание Мэри Уорлик из Вашингтона: «Кто бы мог это представить всего лишь пять-шесть лет назад?».
Александр Радугин