Мэр Москвы Юрий Лужков по сути объявил о начале очередной кампании против торговых палаток. «Палаточной торговли в Москве не будет» - пообещал с экранов телевизоров московский мэр. Своих обещаний Лужков на ветер не бросает.
По его мнению, «палатка - это антисанитария». Мэр уверен, что в палаточной торговле зачастую реализуется товар плохого качества. Не нравится Лужкову и уровень сервиса в таких торговых точках. Но больше всего мэра беспокоит уход торговцев от налогообложения и высокий уровень энергопотребления в зимний период.
По данным мэра, до 7% городского уличного освещения приходятся на палатки.
Альтернативой палаткам, по его мнению, должны стать магазины «шаговой доступности». «Программа создания магазинов «шаговой доступности» в городе реализована на 80%», - отметил мэр.
Эксперты единогласно заявили Bigness.ru , что очередная кампания против палаточной торговли станет ударом по столичному малому бизнесу. Они также опасаются принудительных мер. «Был серьезный конфликт в Санкт-Петербурге, когда тамошние власти проводили массовый снос палаток: были и демонстрации, и акции протеста», - напомнил в интервью Bigness.ru Виктор Ермаков, предправления Ассоциации агентств поддержки малого и среднего бизнеса «Развитие».
Эти опасения разделяет и Дина Крылова, руководитель центра экспертизы проблем предпринимательства «ОПОРА России».
«Это будет колоссальный удар по малому бизнесу, поскольку у предпринимателей шансов получить альтернативные помещения по сопоставимой цене нет никаких, - сказала Крылова в интервью Bigness.ru . - Естественно, при ликвидации этих объектов мелкорозничной торговли никаких компенсаций предусмотрено не будет. На мой взгляд, это вмешательство в конкуренцию, хотя я прекрасно понимаю, что руководством Москвы движут самые благие намерения».
При этом удар по малому бизнесу будет безусловным. Магазины «шаговой доступности» все в меньшей степени предполагают участие в них мелких предпринимателей. Это связано не только с более высокими издержками (в частности, более высокая арендная плата), но и с приходом в эту нишу крупных ритейлеров. Как напоминает Крылова, даже «Седьмой континент» занимается магазинами шаговой доступности. Да и в целом, по мнению Крыловой, в таком формате проще и выгоднее работать крупным торговым сетям с централизованной логистикой, нежели малым предпринимателям.
«Надо все-таки немножко забегать вперед, понимать, что малый бизнес создает рабочие места, это важный социальный фактор, это способ накопления первичного капитала», - уверена Дина Крылова из «ОПОРЫ». Она также отметила, что раз палатки существуют – значит это нужно потребителям. Зачем же уничтожать востребованный бизнес?
«Выбирает покупатель, - соглашается Виктор Ермаков. - Если в магазинах шаговой доступности будут привлекательные цены и сервис, то палатки сами собой исчезнут».
Если властям удастся простимулировать создание стационарных магазинов с нормальным уровнем цен, и где будут хорошие санитарные условия, то чиновникам можно только аплодировать, считает Ермаков. Он отметил, что потребителю удобнее защищать свои права именно в стационарных магазинах.
Однако, градостроительные планы – это хорошо, но нужно думать и о предпринимателях, уверена Крылова. Она опасается, что если ликвидировать «палаточный» бизнес, то для начала нового бизнеса у этих предпринимателей может просто не быть возможностей.
Сергей Малинин