Деловой портал «Большой бизнес» (Bigness.ru), совместно с агентством Ex Libris, продолжает публиковать рейтинги банков на основании их упоминаемости в российских СМИ. На этот раз – в контексте потребительского кредитования. Интересен рост упоминаемости некоторых банков на волне критических отзывов.
В сентябре, по сравнению с августом, тема потребительского кредитования освещалась меньше и негативнее. Самыми резонансными темами стали возможные проблемы банков из-за мирового кризиса ликвидности, что могло привести (и в ряде случаев привело) к сокращению кредитных программ. Негативный фон подогревали слухи о приостановке целым рядом банков выдачи крупных потребительских кредитов (в частности, ипотечных).
Активно обсуждались и претензии Роспотребнадзора к политике одного из лидеров потребкредитования – банку «Хоум Кредит Финанс банку». Главу ведомства возмутил принцип территориальной подсудности, который использует этот банк. Иными словами, в случае возникновения вопросов к клиенту (просрочка платежей по кредитам и т.д.), банк назначает судебные слушания по месту своей юридической регистрации – вне зависимости от удаленности места проживания клиентов.
Кроме того, снижение активности СМИ в теме банковских услуг было вызвано следующими: громкими событиями
- изменениями в Правительстве РФ, а также возможным дальнейшим преобразования внутриполитического курса;
- продолжающейся непредсказуемостью влияния кризиса в банковском секторе США, что также переводит всю деятельность банков в целом и, соответственно, их внешнюю информационную активность, в режим ожидания.
№№ пп | Банк | Август | Сентябрь MP | В % от общего количества публикаций MPI-th | Динамика: публикации сентябрь/август, уменьшение - , увеличение + |
1 | Русский стандарт | 706 | 349 | 14,68% | - 357 |
2 | Хоум Кредит | 238 | 229 | 9,63% | - 9 |
3 | Альфа-банк | 132 | 74 | 3,11% | - 58 |
4 | МДМ-банк | 16 | 70 | 2,94% | + 56 |
5 | Сбербанк | 120 | 58 | 2,44% | - 62 |
6 | ВТБ-24 | 150 | 50 | 2,10% | - 100 |
7 | Русфинанс | 71 | 50 | 2,10% | - 21 |
8 | Райффайзен | 38 | 45 | 1,89% | + 7 |
9 | Инвестсбербанк | 124 | 44 | 1,85% | - 80 |
10 | Банк Москвы | 54 | 36 | 1,51% | - 18 |
11 | Урса банк | 5 | 29 | 1,22% | + 24 |
12 | Траст | 14 | 27 | 1,14% | + 13 |
13 | Газпромбанк | 1 | 25 | 1,05% | + 24 |
14 | ДжиИ Мани | 21 | 25 | 1,05% | + 4 |
15 | Ренессанс Капитал | 91 | 24 | 1,01% | - 67 |
16 | Бинбанк | 23 | 23 | 0,97% | 0 |
17 | Уралсиб | 21 | 21 | 0,88% | 0 |
18 | Россельхозбанк | 11 | 20 | 0,84% | + 9 |
19 | Абсолют банк | 9 | 19 | 0,80% | + 10 |
20 | ММБ | 17 | 19 | 0,80% | + 2 |
21 | СКБ-банк | 13 | 18 | 0,76% | + 5 |
22 | Росбанк | 38 | 14 | 0,59% | - 24 |
23 | Импэксбанк | 32 | 14 | 0,59% | - 18 |
24 | Кредит Европа | 17 | 13 | 0,55% | - 4 |
25 | Кит Финанс | 7 | 11 | 0,46% | + 4 |
26 | Транскредитбанк | 16 | 10 | 0,42% | - 6 |
27 | Ситибанк | 11 | 8 | 0,34% | - 3 |
28 | BSGV | 6 | 8 | 0,34% | + 2 |
29 | Собинбанк | 10 | 4 | 0,17% | - 6 |
30 | Петрокоммерц | 16 | 2 | 0,08% | - 14 |
Всего сообщений по теме: | 2958 | 2377 | 100% | - 581 |
MP — Медиапристуствие — количество сообщений, содержащих упоминание банка в контексте рынка потребительского кредитования за сентябрь
MPI-th — Тематический индекс медиаприсутствия — доля сообщений, содержащих упоминание банка в контексте потребкредитования , от общего количества сообщений в СМИ, посвященных проблемам потребительского рынка, за сентябрь.
Для получения данных рейтинга агентством Ex Libris был проведен контент-анализ направленности публикаций в СМИ за сентябрь 2007 г. по тематике рынка потребкредитования. Результаты отражают сравнительное присутствие банков, предлагающих эти услуги, в информационном пространстве российских СМИ. Сравнение проводилось по количественным показателям упоминаний банков в августе-сентябре 2007г.
Существенное снижение количества упоминаний некоторых банков позволило «Альфа-банку» выйти на третье место в Рейтинге МР . Вместе с тем, лидеры августа – «Русский стандарт» и «Хоум Кредит» – сохранили свои места (первое и второе соответственно), причем количественные показатели Русского стандарта снизились на 14,68%. ВТБ-24 с третьего места в августе переместился на шестое в сентябре, при этом количество упоминаний о нем сократилось ровно в три раза.
Наибольшего продвижения добился МДМ-банк (с 18 места - на четвертое) благодаря решению о выходе на рынок потребкредитования физлиц.
Наиболее существенными новостями по рынку потребкредитования в сентябре стали:
- широко растиражированное решение МДМ-Банка о запуске программы потребительского кредитования физических лиц;
- проблема невозвратов по потребительским кредитам, что может привести к кризису банков, предоставляющих подобные услуги;
- приостановка Банком «Русский стандарт» выдачи ипотечных кредитов и потребительских займов наличными;
- некоторые банки («Русфинанс Банк», «Кредит Европа Банк», «Промсвязьбанк», «СКБ-Банк», «Уралпромбанк», «ИМПЭКСБанк» и другие) объявили через СМИ о запуске новых услуг по потребкредитам.
Главными темами регуляторов стали следующие события, которые активно обсуждались в СМИ:
- назначение Т. Парамоновой представителем Президента РФ в Национальном банковском совете;
- поручение премьера В. Зубкова министру финансов А. Кудрину разобраться с кредитной политикой российских банков. ( В. Зубков назвал позором случай с увеличением ВТБ ставки на два процентных пункта.)
- разработанный Минфином новый вариант законопроекта "О потребительском кредите", действие которого предлагается распространить исключительно на кредитные организации. ( Его разработчики предложили распространить действие закона только на банки, а "потребительским" называть лишь кредит, выданный в виде денежных средств. Эксперты, считают, что его принятие может привести к появлению в стране системы кредитования населения, альтернативной банковской.)
Перспективы рынка потребительского кредитования характеризовались следующими выводами аналитиков:
- на смену потребительскому кредитованию в ближайшее время придет бум кредитования малого и среднего бизнеса.
(старший аналитик рейтингового агентства "Рус-Рейтинг" Виктория Белозерова: «Просрочка по кредитам одного из крупнейших банков, работающего на рынке потребительского кредитования, - ХКФ Банка - составляет около 22-24%. Фактический "невозврат" может доходить до половины этого объема…», ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Деловой Петербург, 17.09. 2007 г.);
- рост преимущества кредитных карт перед "товарными" и потребительскими кредитами
(зампредправления ОКЕАН-банка Цветан Петринин: «Сейчас сегмент кредитных карт относительно невелик, однако его темпы роста значительно выше темпов роста сегмента дебетовых карт … прирост кредитных карт за 2008 год составит 70-80% при 20- 30% по дебетовым картам...», «Известия», 26.09. 2007 г.).