А это, как известно, дороги. В России может появиться госкорпорация, которая станет общенациональным оператором дорожной сети. Минстранс РФ предлагает придать соответствующий статус корпорации «Автодор», которая будет заниматься модернизацией дорог федерального значения и переводом их в платный режим. План Левитина теперь ждет одобрения Путина.
«Автодор» должен к 2012 году достроить и привести в порядок федеральные трассы страны, потратив на это как минимум 164,5 млрд долларов. Если президент скажет «да», то соответствующий законопроект будет внесен в Госдуму до конца этого года.
Министерство транспорта РФ активно обсуждает концепцию создания госкорпорации для выполнения функций общенационального оператора федеральной дорожной сети. Речь идет о структуре, которая займется модернизацией дорог федерального значения на условиях концессионных соглашений и переводом их в режим платных.
«Как известно, первые платные дороги появятся в Подмосковье», - рассказал Bigness .ru пресс-секретарь областного Минтранса Илья Гращенков , - «самым масштабным проектом является скоростная автомобильная трасса Москва - Санкт-Петербург». Начать строительство первой платной дороги в ведомстве обещают уже в 2008 году. Также будет построен новый выезд с МКАД на федеральную автотрассу Москва - Минск (северный обход Одинцова), что позволит значительно разгрузить минское направление. Кроме того, платные дороги федерального значения появятся на участках МКАД-Кашира и МКАД - аэропорт «Домодедово»
«На территории области сейчас также проектируются платные трассы регионального значения, первая – МКАД –Ногинск - Орехово-Зуево», - говорит Илья Гращенков, - «ее планируют проложить в обход таких крупных городов, как Ногинск, Балашиха, Реутов, Железнодорожный, Люберцы, Электроугли, а также поселков Обухово и Купавна. Предполагается, что она в значительной степени разгрузит головной участок автодороги М-7». Наряду с этим власти не оставляют надежды построить уже упомянутую двухкилометровую трассу в Красногорске.
В общей сложности платными станут 200 км подмосковных автодорог. Строиться они будут на условиях государственно-частного партнерства. Протяженность российских дорог - 1,145 млн км, из них федеральные трассы - 47 тыс. км. К 2020 году протяженность последних будет удвоена. Несмотря на то, что трассы заявлены, как высокоскоростные, скорость движения на них будет ограничено всего 150 км/час.
По данным Минтранса, средняя стоимость погонного километра федеральной трассы - 3,5 млн долларов, то есть общий бюджет строительства - 164,5 млрд долларов. При этом источник Bigness . ru , близкий к министерству , уточняет, что стоимость километра постоянно растет и сейчас затраты на федеральные трассы до 2020 года оцениваются в 250 млрд долларов.
В случае принятия соответствующей концепции строительством дорог займется госкорпорация. Предполагается, что в течение двух недель документ будет доработан, после чего министр Игорь Левитин представит его Владимиру Путину.
За образец разработчики документа возможно взяли законопроект о Госкорпорации по строительству олимпийских объектов «Олимпстрой». Созданная дорожная госкорпорация станет эксплуатантом части платных дорог, а также будет привлекать подрядчиков из числа участников рынка для ремонта и содержания трасс. Кроме того, «Автодор» в качестве агента государства займется заключением концессионных соглашений с частными инвесторами, которые впоследствии станут владельцами построенных и отремонтированных на их деньги автотрасс.
Сейчас заключение концессионных соглашений входит в компетенцию Росавтодора. Предполагается, что к 2010 году большая часть полномочий последнего перейдет к «Автодору», усилиями которого к 2012 году дороги федерального значения будут приведены в порядок. Госкорпорация будет распоряжаться финансированием федеральных трасс - как государственным, так и частным.
Напомним, что экс-премьер Михаил Фрадков идею о новой госкорпорации не одобрил. Между тем, по мнению чиновников, только так можно решить проблему тотального недофинансирования дорожной отрасли. По оценкам Росавтодора, на содержание и ремонт дорог нужно ежегодно как минимум 100 млрд рублей, реальные же объемы финансирования вдвое ниже. Осенью 2004 года был разработан законопроект «О платных автомобильных дорогах», который несколько раз переписывался.
Эксперты согласны, что в нынешнем виде Росавтодор справиться с поставленными задачами не в состоянии. Построить до 2015 года 4 тыс. км новых дорог - эта задача не из легких. Так считает гендиректор консалтинговой компании «Финэкспертиза» Агван Микаелян, иллюстрируя средний темп строительства дорог примером 104 км МКАД, которые строились шесть лет. «Если это будет в прямом смысле корпорация, построенная на принципе инвестиционной управляющей компании, она сможет привлечь инвесторов, осуществлять жесткое планирование и контроль за исполнением работ», - полагает Микаелян.
Однако, если у новых лиц в госкорпорации останется прежний подход к дорогам - ремонтировать, а не строить, то половина инвестиций исчезнет, а дороги останутся такими же.
Николай Ильясов