На просторах России зимой бывает очень холодно. Просторы так велики, а холодно бывает так сильно, что обрабатывающая промышленность, сконцентрированная в приспособленных к цивилизованной жизни регионах, сильно удалена от более суровых регионов добычи сырья и топлива. Затраты на добычу, транспортировку и обогрев увеличивают себестоимость, снижая ценовую конкурентоспособность российской продукции на внешнем рынке.
Поэтому западная модель свободной конкуренции и открытого рынка, которую хотели навязать РФ в 1990-е годы «реформаторы» и отцы «шоковой терапии», для России неэффективна. И те российские капиталисты, кто рассчитывает на «быстрые доллары», не заинтересованы в развитии производства. Им проще экспортировать зарубеж нефть, газ, лес, рыбу и другие природные богатства, с относительно низкой себестоимостью, но высокой ценой на мировом рынке, а также права на них, и оставшуюся от СССР инфраструктуру.
К счастью, олигархический курс на «распродажу России по дешевке» был вовремя пресечен, и катастрофы не случилось. Более того, в новом курсе Путина было заложено понимание, что России, несмотря на неконкурентные условия, все равно придется производить некоторые стратегические вещи самой. Это оборонные и наукоемкие технологии, инфраструктура высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности, науки и здравоохранения. То есть, тот модернизационный потенциал, благодаря которому страна получает экономические и геостратегические преимущества на мировой арене («место под солнцем» в условиях глобализации).
Понятно, что никто из оппонентов России не горит желанием передать все это нам, и организации типа ВТО призваны сохранить преимущества оппонентов России. При этом, у РФ появляется новая проблема – эффективный в качестве экстренной меры защиты от разбазаривания госконтроль в долгосрочном аспекте оказывается неэффективным.
Бюрократия, централизованное управление, и отсутствие в бюджете грандиозных средств, нужных для модернизации экономики, не позволяют обществу интенсивно развивать стратегические отрасли промышленности. В то время как курс России на суверенитет предполагает мировую конкурентоспособность, курс на демократию не позволяет использовать для ее достижения мобилизационные методы командной экономики времен «строительства коммунизма».
По-видимому, сегодня Россия находится именно на таком этапе развития экономики. В частности, как заявил гендиректор ФГУП «Рособоронэкспорт», председатель Союза машиностроителей России Сергей Чемезов в своем докладе, и в прошлом, и сейчас состояние машиностроения в РФ оценивается как неудовлетворительное, структурные преобразования идут крайне тяжело.
Чемезов отмечает, что уровень изношенности оборудования в машиностроении «запредельный», ценообразование неуправляемо, нет четкой кадровой политики, а масштабы давно назревшего технологического перевооружения значительно превышают инвестиционные возможности даже предприятий-лидеров. По его оценке, темпы этого процесса должны быть около 10-12% в год, в то время, как сейчас они составляют 1%. «Это тупиковый путь», - констатирует он.
Кстати, внимательный взгляд на бюджеты нескольких последних лет позволяет увидеть, что только ежегодные расходы РФ на восстановление основных средств экономики, износ которых, по данным Минфина, в среднем составляет 50-60% (а в отдельных отраслях – до 80%), сравнимы с нынешней величиной Стабфонда, который пополняется вот уже 4-й год.
То есть, несмотря на огромные нефтяные доходы, в госбюджете России не так много денег на модернизацию экономики. К этому прибавляются проблемы бюрократии: недавно в правительственных материалах МЭРТ отмечалось, что реализация шести из 46-ти федеральных целевых программ (ФЦП), в том числе - программы «Национальная технологическая база», по итогам первого полугодия признана неэффективной – в основном, из-за инерции и немотивированности чиновников.
И все же, выход найден. Бизнес обладает и ресурсами для инвестиций и мотивацией необходимой для эффективной работы. Поэтому для исправления ситуации представляется выгодным заинтересовать его в совместном с государством развитии стратегических отраслей российской промышленности.
Власти РФ также прекрасно осознают положение вещей. 26 сентября президент России Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о создании новой госкорпорации «Российская технология» - «по содействию разработкам, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции».
Согласно законопроекту, ФГУП «Рособоронэкспорт» подлежит реформированию в ОАО, после чего 100% его акций планируется передать в уставный капитал «Ростехнологии». При этом все имеющиеся у Рособоронэкспорта активы: «Оборонпром», «РуссСпецСталь», «Корпорация ВСМПО-Ависма», «АвтоВАЗ» и другие станут ее дочерними структурами. И если сама госкорпорация получит статус стратегического предприятия, то все дочки к 2012 году должны будут выйти на IPO. На 15 октября в Госдуме назначено первое чтение по законопроекту, в ноябре ожидается подписание указа о создании госкорпорации, и через полгода она может быть создана.
Опытный промышленник Чемезов детально разъяснил экономические мотивы создания «Ростехнологии». По его словам, «опыт 90-х годов показал, что без госконтроля наша промышленность и, прежде всего, управляемая частным бизнесом, не обеспечивает перспективное развитие. По многим разработкам и технологиям мы остановились на уровне 70-80-х годов».
В этих условиях создание госкорпораций представляется оптимальным путем развития российского машиностроения, потому что «только административными методами промышленность не поднять, нужны средства, но у агентств их нет, да и не задача госбюджета обеспечить финансирование всех предприятий, тем более входящих во второй-третий уровень кооперации с основным производством».
К тому же именно «госкорпорации позволят мобилизовать собственные средства и ресурсы для развития тех или иных направлений фактически без привлечения средств госбюджета, и обладают достаточным масштабом и опытом для выхода на мировые рынки «в условиях жесточайшей конкуренции».
С другой стороны, частные инвесторы несомненно будут заинтересованы в сотрудничестве с государством. По словам Чемезова, статус госкорпорации «позволит с одной стороны представлять интересы государства, а с другой - выступать учредителем акционерных обществ, покупать акции, брать в управление государственные пакеты акций. Это будет что-то среднее между акционерным обществом и Федеральным государственным унитарным предприятием». При этом госконтроль, «будет обеспечиваться в полной мере наблюдательными советами и другими контрольными структурами».
Александр Радугин