Коррупция - бич многих стран мира, тормозящий реальное социально-экономическое развитие национальных экономик. Некоторые силы постоянно стремятся использовать эту проблему для ухудшения международного имиджа России.
Так, согласно данным ежегодного исследования международной общественной организации Transparency International (TI), в 2007 году Россия опустилась со 127-го на 145-е место в мировом рейтинге коррупции, составленном по 180 странам (то есть, по их мнению, стала более коррумпированной). При этом отмечается, что Эстония, занимающая 28-е место (всего на 8 пунктов ниже США), лучше всех на постсоветском пространстве борется с коррупцией, также, как и Грузия «существенно улучшила» свои показатели, сообщает BBC Russian.
Стоит, однако, отметить, что выводы Transparency International основаны на мнениях «деловых людей» и оценках «некоторых специалистов», и априори не считаются экспертами объективными на 100%. Основной показатель исследования называется «индекс восприятия коррупции», а в России часто обвиняют организацию, существующую на гранты, в предвзятом отношении.
Кроме того, выводы TI о том, что Грузия «существенно улучшила» антикоррупционные показатели, вкупе с данными службы Gallup , поставившими эту страну в аналогичном опросе на 31 место – намного впереди России, способны вызвать смех. Ангажированность иностранных статистиков становится гротескной на фоне недавних разоблачений бывшего министра обороны Грузии Ираклия Окруашвили, который не далее, как во вторник назвал правление президента Саакашвили «безнравственным и несправедливым», а «борьбу с коррупцией «призрачной», и пообещал рассказать в прямом эфире «о конкретных фактах коррупции», и даже «о поручениях президента [Саакашвили] о ликвидации различных влиятельных лиц». Такова истинная цена этих «исследований».
Интересно, что Россия с легкостью может противопоставить этим «опросам о восприятии» западных «дельцов» и «специалистов» реальный выбор представителей мирового бизнеса, которые не понаслышке представляют себе российские реалии, инвестируя в нашу страну капиталы.
Напомним, что год назад международное рейтинговое агентство Moody`s и другие лидеры повысили кредитный рейтинг РФ до инвестиционного уровня, и, по мнению ведущего аналитика агентства Moody's Джонатана Шиффера, в ближайшие 3-5 лет рейтинги России продолжат расти. По информации президента РФ Владимира Путина, чистый приток капитала в Россию с начала 2007 года уже составил $70 млрд, по сравнению с $41 млрд прошлого года, и может вырасти еще. Прямые иностранные инвестиции в российскую экономику лишь в первом квартале 2007 года выросли в 2,5 раза, а сумма накопленных инвестиций превысила $150 млрд.
К тому же, по данным опубликованного в июле исследования, проведенного по заказу правительства РФ, 56% работающих в России инвесторов довольны результатами работы в России, при этом 52% считают, что доход от их российских инвестиций выше, чем в среднем в других странах.
Тем не менее, проблема коррупции в России, конечно же, есть, хотя она, возможно, играет большую роль во внутренней экономике и социальном климате страны, чем на внешнем рынке. По данным прошлогоднего опроса ВЦИОМ, 53% россиян признают, что имеют личный опыт взяток.
«Масштабы коррупции, действительно, представляют реальную опасность национальной безопасности», - заявил в феврале глава МВД РФ Рашид Нургалиев, отметив, что среди коррупционеров все чаще встречаются представители руководящего звена органов госвласти и местного самоуправления, и «преступления, которые они совершают, как правило, относятся к категории тяжких и наносят значительный материальный вред государству».
Не исключено, что именно фактор непобежденной пока коррупции повлиял на то, что Всемирный банк в этом году поместил Россию на 106 место в ежегодном рейтинге «Ведение бизнеса», составленном на основании данных 178 стран мира. Очевидно, что прежде всего это затрагивает проблему малого и среднего российского бизнеса, который в России развит не на должном уровне, в том числе, и из-за коррупции.
Однако, плох не тот, кто ошибается, а тот, кто ничего не делает. Существующее положение вещей в сфере коррупции, очевидно, не устраивает Россию. Осознавая проблему, 16 июля 2006 года на форуме в Санкт-Петербурге РФ подписала декларацию о «борьбе с коррупцией на высоком уровне», согласно которой Россия, наряду с другими членами G 8 подтверждает «взятые на себя обязательства по борьбе с коррупцией». В частности, обязуется «преследовать акты коррупции в судебном порядке, не допускать того, чтобы коррумпированные чиновники пользовались плодами своей преступной деятельности в рамках наших финансовых систем», принимать «эффективные превентивные меры по борьбе с коррупцией». В перечень мер также вошли обязательства по применению и продвижению рекомендаций ФАТФ, Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и Конвенции ООН против коррупции и другие.
Стоит отметить, что, в России уже идет активная борьба с коррупцией: в 2006 году в России выявлено около 37 тыс. преступлений против интересов госслужбы и службы в органах местного самоуправления, около 2 тыс. фактов коммерческого подкупа, к уголовной ответственности привлечено 10 тыс. человек. В начале февраля 2007 года Россия стала 44-м членом Группы государств против коррупции (ГРЕКО), еще в 2003 году вступила в ФАТФ (международную организацию по борьбе с «отмыванием» денег).
При этом ведется постоянный поиск новых путей решения проблемы. Сегодня в РФ уже подготовлен выход на принципиально новый уровень борьбы с коррупцией. По словам члена Совета Федерации, члена политсовета Томского регионального отделения партии «Единая Россия» Владимира Жидких, даже «состав этого кабинета министров прямо указывает на усиление борьбы с коррупцией».
Действительно, назначение Путиным нового премьера Владимира Зубкова, бывшего главы Росфинмониторинга («финансовой разведки»), и известного борца с коррупцией может быть символом этой «новой эпохи». Еще будучи кандидатом в премьеры, Зубков заявил в Госдуме «Что может Россию погубить - это непрофессионализм и коррупция», и предложил принять закон о борьбе с коррупцией и создать соответствующий орган, чтобы он «повседневно регулярно, а не от случая к случаю разбирался с коррупцией». Уже во вторник, 26 сентября, стало известно, что бывшее ведомство Зубкова – Росфинмониторинг - получит необходимые полномочия по борьбе с коррупцией.
Александр Радугин