Газета «Комсомольская правда» сделала весьма смелый рекламный финт, поместив на свою рекламную продукцию образ президента России. С точки зрения рекламы – это сильный ход, т.к. у Владимира Путина очень высокие рейтинги доверия со стороны россиян. Прежде ни один российский президент не участвовал открыто в рекламе товаров и услуг (не считая политической рекламы, но это особый случай).
Газета «Комсомольская правда» 3 сентября начала грандиозную рекламную кампанию из нескольких этапов. На первом этапе в 23 городах страны будут установлены рекламные щиты «КП» (3Х6 м) со слоганам «Комсомольская правда», газета, которую читают все!» Представлять газету на них будут президент России Владимир Путин, музыкант Николай Расторгуев, олимпийская чемпионка Светлана Хоркина. В частности, Владимиру Путину приписана фраза «Еду на работу, читаю «комсомолку».
Обозреватели рекламного рынка из ADME . ru считают, что эта фраза взята из стенограммы встречи Путина с представителями различных сообществ. «Я сегодня так говорю об этом подробно, потому что, когда ехал на работу, смотрел прессу: в “Комсомолке”, допустим, большая статья по этому поводу, там говорится о том, что не нужен паспорт БТИ (бюро технической инвентаризации) на оформление дачного домика. Но мне кажется, что это не точная информация», - сказал тогда президент.
Мало кто сомневался в согласованности этого шага на самом верху. Да и в свое время в СМИ муссировался слух о том, что Председателя совета директоров издательского дома "Комсомольская правда" Олега Руднова связывают с Владимиром Путиным дружеские отношения.
Однако руководство газеты поспешило еще раз всех уверить, что использование образа президента было согласовано с его администрацией. Вероятно, таким образом, был сделан дополнительный PR для газеты в средствах массовой информации, которые, в свою очередь, получили подтверждение о согласовании непосредственно от источников в Администрации.
Вероятно, это стало единственным прецедентом, когда рекламщики использовали образ Президента со всеми формальностями.
Впервые подобный прием применил ИД «Коммерсантъ». Так, в 2001 году на фестивале «Диалог рекламистов» в Санкт-Петербурге получил гран-при ролик для газеты «Коммерсант Санкт-Петербург». В ролике человек, похожий на Президента России, жарит на сковородке огурцы и с наслаждением вдыхает их запах, приговаривая «Ну нету в Москве корюшки!». Ирония основана на том факте, что в Петербурге по весне принято ловить и жарить рыбу корюшку, которая обладает запахом, напоминающим запах огурцов.
Спустя три года в канун своего 15-летия Издательский дом «Коммерсантъ» вновь использовал образ Путина (наряду с другими лидерами СССР и России). В 11 регионах России появилась реклама, идея которой была в том, что «меняется страна, а "Коммерсантъ" остается». В имиджевом ролике и наружной рекламе использованы образы людей, имеющих внешнее сходство с президентами СССР и России.
В видеоряде ролика и в наружной рекламе «президенты» читают номера газеты «Коммерсантъ» разных лет. Хронометраж ролика 15 секунд. В макете наружной рекламы подписи под фотографиями соответственно: Горбачев – «Гласность»; Ельцин – «Понимаешь!»; Путин – «Равноудалено».
А в конце 2006 года фотография Владимира Путина появилась в Екатеринбурге на плакатах, рекламировавших шоу «Шаолинь-Кунфу». На афишах в окружении монахов изображен президент РФ. Фотография могла быть сделана в марте 2006 года, во время визита Путина в монастырь Шаолинь. Кроме этого визита, президента страны с Кун-фу и Шаолинем более ничего не связывает – Владимиру Путину ближе сердцу дзю-до и самбо.
Неизвестно, было ли согласовано использование образа президента страны в данном случае. Известно лишь, что организаторами шоу выступали китайцы.
При этом еще сотни примеров несанкционированного использования образа президента не попадают в поле зрения СМИ, рассказал нам на условиях анонимности руководитель отдела маркетинга и PR одного крупного издательского холдинга. Наш собеседник навскидку назвал как минимум три случая из своей практики, когда он запускал рекламные материалы, в которых были использованы государственные символы, а также фотография Владимира Путина без соответствующего разрешения. "Это добавляло веса рекламе", - сказал он Bigness.ru, - "причем двуглавый орел производил на аудиторию чуть ли не большее впечатление, чем Президент". При этом никаких санкций за это не было.
В политической жизни подобная реклама – не редкость. Равно как не редки и «серые» технологии, когда в рекламной продукции используются образы, похожие на известных персон. Их роль играют двойники, либо речь порой идет вообще о фотомонтаже. Впрочем, готовясь к грядущим парламентским и президентским выборам, российский ЦИК клятвенно заверяет в том, что будет внимательно отслеживать случаи манипулирования общественным мнением путем использования образов двойников известных людей и прочих «черных технологий».
Отметим, что, согласно действующей редакции закона о рекламе использование в рекламных материалах лиц без их согласия запрещено, так как такая реклама считается недостоверной (ст. 5, п. 3).
Сергей Малинин