Экспортная пошлина на нефть c 1 октября увеличивается с $223,9 до рекордных $250,3 за тонну. Но, увеличивая свои доходы, государство усиливает опасения нефтяных компаний за свои доходы, а также подогревает слухи о резком росте внутренних цен на нефтепродукты (в том числе и на бензин).
Пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов из РФ пересматриваются правительством раз в два месяца по формуле на основании двухмесячного мониторинга цены на российскую нефть марки Urals на мировых рынках. С августа Urals совершила очередной рывок вверх – с $66 до почти $75 за баррель.
Чем это грозит? «Скорее всего, с определенным лагом обнаружится рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке», - рассказал в интервью Bigness . ru аналитик «Газпромбанка» Михаил Зак. При увеличении экспортной пошлины на нефть, её «становится менее интересно экспортировать, чем нефтепродукты», - говорит аналитик.
Вместе с тем, возможности по выпуску нефтепродуктов на наших предприятиях ограничены, ввиду изношенности производственных мощностей. Да и современных нефтеперерабатывающих заводов у нас мало, отмечает Зак.
По его словам, «нефтяные компании традиционно пытаются компенсировать это увеличением экспорта нефтепродуктов, либо ростом цен на внутреннем рынке, так как все равно сохраняется их дефицит».
С ним не согласен Дмитрий Лукашов, аналитик банка «Зенит». По его мнению, экспортные пошлины вряд ли окажут влияние на внутренние цены. «Цены на бензин уже давно не растут», - отметил Лукашов в интервью Bigness . ru . По словам аналитика, цены на нефтепродукты в России больше регулируются государством, нежели рынком.
Больший ущерб повышение экспортных пошлин может нанести финансовой отчетности нефтяных компаний, считает аналитик. «Рост пошлины определяется пропорционально цене на нефть, просто он происходит задним числом, - говорит Лукашов. - Например, цена на нефть выросла – через три месяца, условно говоря, вырастает пошлина».
Если потом цена на нефть падает, то у нефтекомпаний происходит провал по чистой прибыли. «Так же, как было в первом квартале этого года, - напоминает Лукашов. - Нефть упала до 50 долларов за баррель. А пошлина была высокой за счет предновогодних высоких цен. Следовательно, у нефтекомпаний появилась просадка по прибыли в первом квартале».
Дальнейшее увеличение экспортных пошлин несет в себе мало экономической пользы, считает Михаил Зак. «Сверхдоходы государства от экспорта нефти достигли такого уровня, при котором целесообразно отправить излишки этих средств на модернизацию нефтегазовой инфраструктуры путем снижения налогового бремени на нефтяные компании», - сказал нашему изданию аналитик.
Сергей Малинин