С начала нынешней недели вступил в силу мораторий на заключение соглашений о промышленной сборке автомобилей на территории России. В пятницу в спешном порядке были подписаны последние соглашения с рядом автоконцернов, однако их список держится в строжайшем секрете. Его нет не только у экспертов рынка, но и у структур, близких к Минэкономразвития.
Минэкономразвития объявило о четырех подписанных меморандумах о промсборке, в которые входит шесть новых проектов общей стоимостью $1,7 млрд. Иными словами, объем соглашений, подписанных за одну лишь пятницу – это половина от объема соглашений по всем сборочным заводам, подписанным до сих пор. Всего с апреля 2005 года в общей сложности было подписано 16 соглашений о промсборке автомобилей в РФ.
Ни в прессу, ни в экспертную среду сведения о «счастливчиках» так и не попали. Такая повышенная секретность ранее не наблюдалась в вопросе с соглашениями о промсборке. Наоборот, каждое подписание широко освещалось и преподносилось, как очередная победа российской торговой дипломатии.
Видимо, на этот раз секретность может быть связано с известными пертурбациями в правительстве. Напомним, ранее не исключалось, что для «особых случаев» мораторий может быть отсрочен. Однако, как сказали в «АСМ-Холдинге» Bigness . ru , многое зависит от грядущих перемен в правительстве, новый состав которого будет формироваться в ближайшее время. Скорее всего, сказали нам, «эта лавочка будет прикрыта», имея в виду льготный режим «промышленной сборки».
Вероятность новых соглашений будет убывать с каждым днем, по мере приближения к окончательному вступлению в ВТО, подтвердил Bigness . ru Алексей Портанский, директор Информационного бюро по присоединению России к ВТО. При этом он отметил, что, если все будет хорошо, то вступление может состояться весной следующего года. «Но это только прогноз», - подчеркнул Портанский.
Напомним, период, в течение которого иностранные автомобильные концерны могли подписать соглашение о промсборке в России на льготных условиях, был ограничен 15-м сентября – это связано с договоренностями в рамках переговорного процесса по ВТО.
Режим «промышленной сборки» был введен в действие в апреле 2005 года. Постановление обнулило или снизило пошлины на ввоз целого перечня автокомпонентов для промышленной сборки автомобилей на территории России. Для реализации этого режима предприятия должны были заключать соглашения с МЭРТом сроком на 7 (для действующих предприятий) или на 8 лет (для вновь создаваемых).
В свою очередь инвестор, подписавший соглашение, брал на себя обязательство локализовать выпуск автокомпонентов на 30% (от стоимости готового автомобиля), постепенно сокращая перечень ввозимых деталей. Принципиальным условием также была необходимость создания производства полного цикла, включающего сборку, сварку и окраску кузова.
О своем намерении создать производства в России один за другим объявили Volkswagen, GM, Nissan , Toyota , Suzuki , Peugeot - Citroen , Hyundai , Mitsubishi , Renault . На новый режим перешел уже работавший в РФ Ford. Кроме того, правом работать в льготном режиме промсборки воспользовались и российские компании, выпускающие модели иностранных партнеров на своих мощностях, либо создавшие с ними совместные предприятия - ОАО «Северсталь-авто» (проекты с корейской SsangYong, японской Isuzu и итальянской Fiat), ОАО «ИжАвто» (KIA), а также»GM-АвтоВАЗ».
Отдельная история с китайскими производителями – несколько месяцев назад на рынке появилась информация о том, что автопром Китая не пустят на льготную промсборку в Россию. Намерения о заключении соглашения были у компаний Chery , Great Wall , а также у ряда других, но никаких сведений об их успехах в переговорном процессе нет. Предполагается, что один из мотивов российских чиновников – в бессмысленности работать с производителями, работающими строго на заимствованной (и порядком устаревшей) технологической базе.
Кроме того, как предположил Портанский, пока китайские производители не могут предложить достойный уровень сервисной поддержки, да и качество пока отстает. «Может быть, по политическим соображениям, мы хотели бы дать дорогу известным брендам», - не исключает Портанский.
По мнению специалистов Минэкономразвития, режим «промышленной сборки», распространяющийся на производителей автомобилей, позволит привлечь в РФ инвестиции в размере более $3,5 млрд.
По оценке министерства, инвесторы обеспечат к 2010 году мощности по выпуску более 1 млн автомобилей в год. Это, по словам Д.Левченкова, позволит избежать значительного роста импорта автомобилей, который будет вызван снижением ввозных пошлин при присоединении России к ВТО. «Постановление оказалось очень полезным. Режим промсборки поможет трансформировать импорт автомобилей в инвестиции в сборку машин, что создаст новые рабочие места, налоговую базу», - цитирует ИА "Интерфакс" слова заместителя руководителя департамента инвестполитики министерства Дмитрия Левченкова.
Сергей Малинин