Парламентарии предложили новую реформу НДС. Группа депутатов выступила с инициативой ввести новый принцип расчета, который должен существенно увеличить поступления в бюджет, даже если ставку налога снизить до 12%. Предлагается уплачивать налог с разницы между стоимостью и себестоимостью продукции. По мнению аналитиков, замена НДС налогом с продаж поможет России диверсифицировать экспорт.
Учитывая, что Россия много экспортирует и наш приоритет - диверсифицировать экспорт, налог с продаж - это хорошее решение избавить от дополнительной нагрузки быстро развивающиеся компании, которые не занимаются экспортом сырья.
В правительстве уже около двух лет дискутируется возможность снижения ставки НДС с нынешних 18% до 13-15% с одновременной отменой льгот по этому налогу. МЭРТ и Минфин выступали против резкого снижения НДС, которое, по их расчетам приведет к значительному снижению доходов бюджета. Однако, со сменой кабмина теперь все возможно.
Напомним, что ранее министр финансов Алексей Кудрин высказал мнение о возможном снижении ставки НДС за счет увеличения налога на добычу полезных ископаемых по природному газу. Экспертное управление президента предлагало вообще отменить НДС, а вместо него вернуть налог с продаж в размере 10%, который, гораздо проще администрировать. В то же время, по мнению экспертов, введение налога с продаж может привести к росту цен на товары и ударить по карману рядовых потребителей.
В настоящее время, НДС составляет самую большую долю налоговых поступлений консолидированного бюджета - почти четверть. В то же время, существует достаточно большая проблема с администрированием этого налога. Несмотря на то, что в последние годы отношение поступившего НДС к начисленному свидетельствовало о достаточно высокой собираемости, превышающей 90%, по различным экспертным оценкам, текущие поступления налога составляют только 50%-60% от теоретически возможного объема поступлений.
Также следует отметить, что в то время как многие экспортеры не могут получить на протяжении нескольких лет возмещение НДС из бюджета, широкое распространение «серых» схем возмещения НДС недобросовестными предпринимателями наносит огромный урон бюджету.
«Для преодоления этих, а также других недостатков НДС, предлагается заменить его новым налогом с продаж, являющимся более простым в администрировании», - говорит экономист Максим Куликов, - «Новый налог сохранит некоторые черты НДС, поскольку перечень налогоплательщиков, объект налогообложения и налоговая база у этих налогов будут близки».
Его модель нового налога с продаж такова: налогоплательщиками признаются все юридические лица, имеющие обороты по реализации товаров, работ и услуг. При этом обороты по реализации товаров, работ, услуг, не являющихся конечным потреблением, освобождаются от обложения налогом. Объект налогообложения - конечное потребление, а налоговая декларация подается всеми налогоплательщиками, даже в случае если обороты не подпадают под обложение налогом. Ставка налога - не должна превышать 10%. Однако, в отличие от НДС налог с продаж не будет передаваться от продавца к покупателю по всей производственной цепи, а будет начисляться и взиматься только на стадии конечного потребления.
Отличительной чертой нового налога по сравнению со старым является то, что для расчетов базы нового налога используется весь без исключения оборот розничной торговли и платных услуг, что позволяет не только упростить расчеты начислений налога, но и повысить его потенциальную собираемость за счет однозначного отнесения товара – облагать или нет.
Также новыми чертами предложенного налога с продаж являются включение в объекты налогообложения расходов, не учитываемых при расчете налога на прибыль, а также государственных расходов на закупку товаров и оплату услуг сторонних организаций, что позволяет существенно повысить его поступления. Важной особенностью налога является обязанность всех юридических лиц подавать налоговые декларации, а не только тех, кто имеет налоговые обязательства. Таким образом, нивелируется один из недостатков налога с продаж - отсутствие контроля оборотов по реализации налогоплательщиков.
Результаты расчетов показывают, что в случае полной отмены НДС и введении налога с продаж со ставкой 10%, снижение доходов бюджета составит не более 1,2% ВВП (при расчетной собираемости налога с продаж в розничной торговле и секторе платных услуг равной 60%). Для обеспечения перехода на новый налог с нулевыми потерями для бюджета, ставка налога должна составлять 14% (для указанной выше собираемости НСП в розничной торговле и платных услуг). Только при повышении собираемости НСП с домашних хозяйств до уровня 95%, переход на ставку НСП 10% будет безубыточным для бюджета.
Экономисты уверяют, что нагрузку можно распределить и неравномерно, что показывает модельный анализ изменения налоговой нагрузки на различные типы предприятий: нефтяные компании, оптовые и розничные торговые компании, и компании, оказывающие услуги физическим и юридическим лицам. Предполагается, что замена налогов никак не отразится на ценовой политике компаний. Например для нефтяных компаний, реализующих большую часть продукции на экспорт, налоговая нагрузка увеличится, в то время как для предприятий, реализующих большую долю продукции на внутреннем рынке, налоговая нагрузка в целом уменьшится.
Илья Гращенков