Банки не смогут в одностороннем порядке менять процентную ставку по вкладам. Госдума должна рассмотреть внесенный законопроект с изменениями в статью «О банковской деятельности», который дополняет его нормой, не позволяющей кредитным организациям в одностороннем порядке менять процентную ставку по вкладам. Инициатива призвана защитить права вкладчиков, что бы оговоренные 11% годовых вдруг сократились, скажем до 5%.
Проект устраняет противоречие между Гражданским кодексом, запрещающим банкам в одностороннем порядке изменять процентные ставки по вкладам, и действующим Законом «О банках и банковской деятельности», допускающим такое изменение ставок. Пока что по статье «кредитная организация не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам), комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров с клиентами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или договором с клиентом». Иными словами это положение противоречит Конституции и Гражданскому кодексу.
Однако это не означает, что с момента его вступления в силу Закона, банки будут обязаны принимать денежные средства населения во вклады только с фиксированной, не изменяющейся в течение всего срока действия договора, процентной ставкой. Во исполнение принятого решения Госдума будет работать над проектом соответствующих дополнений и изменений в Кодекс. Как показывает практика принятия законодательных правовых актов, процедура их согласования, утверждения и вступления в силу достаточно длительная.
При этом следует отметить следующее. В настоящее время банки предлагают достаточно широкий выбор различных видов вкладов в рублях и в валюте как с «плавающей» процентной ставкой, т.е. меняющейся в течение срока действия договора депозита, так и с фиксированной. Более высокий процентный доход предусматривается по вкладам с «плавающей» ставкой, что связано с наименьшими рисками для банков в случае изменения конъюнктуры финансового рынка.
Ориентиром при определении величины процентной ставки по вкладам для банков является ставка рефинансирования, устанавливаемая ЦБ. И, в основном, условием, при котором они в одностороннем порядке уменьшают ставки, является изменение ставки рефинансирования. Поэтому повсеместное установление банками фиксированных процентных ставок по вкладам на данном этапе приведет к значительному снижению доходности по ним для самого населения, снижению привлекательности в такой форме хранения сбережений, как банковские вклады, и, следовательно, к оттоку этих средств из банковской системы, что противоречит экономической стратегии государства.
Единственная проблема – сам банковский рынок. Достаточно ли он стабилен, чтобы законодательным решением укрепить проценты по вкладам граждан? Ведь проблема в том, что банковский рынок характеризуется недостаточно стабильными финансовыми индикаторами. Поэтому процентный риск, особенно при привлечении средне- и долгосрочных ресурсов граждан, увеличивается.
А это может ограничить привлечение долгосрочных ресурсов в банки, что, в частности, уменьшит долгосрочное инвестиционное кредитование тех же граждан. Таким образом, новый ФЗ имеет значительно большее значение, чем просто правовой акт в защиту прав и свобод вкладчиков - оно может оказать непосредственное влияние на стабильность банковской всей системы.
Илья Гращенков