ВПК нашли хорошее применение. Как и при Советском Союзе оборонку могут начать использовать для производства утюгов и телевизоров или двигателей и спутников – это как фишка ляжет. Премьер Михаил Фрадков призвал активно использовать научно-производственный потенциал комплекса в гражданских целях.
Научно-производственный потенциал отечественных оборонных предприятий должен активно использоваться в гражданском секторе экономики, заявил премьер-министр Михаил Фрадков, посетив Всероссийский научно-технический институт «Электромеханика». «В процессе посещения мы должны увидеть, что научно-производственный потенциал предприятия, который изначально закладывался на оборону, активно используется и в гражданских целях, является неутраченным, современным и интересным для экономики», - сказал он в начале презентации основных направлений деятельности предприятия.
Чего только не натерпелся ВПК за последние 20 лет. Когда в начале 90-х оборонного заказа не стало, военные оставили после себя одни долги, и надо было срочно наладить выпуск продукции, которая пользовалась бы спросом. В 1992 году военные начали делать телевизоры. Дело шло неплохо, некоторые КБ уже подбирались к производству цветных телевизоров. Но подвел дефолт, после полного краха производители кинескопов нашли себе другое занятие - стали дуть пластиковые полуторалитровые бутылки для пива и пепси.
Но эксперты уверяют – нынешней экономике не нужны низкокачественные бытовые товары.
По некоторым сведениям в России ожидается мощный всплеск приватизации государственных оборонных предприятий - тех, что не вписываются в структуру оборонно-промышленного комплекса. Разгосударствленные предприятия вынуждены будут перейти на освоение продукции гражданского назначения. И либо составят на этом пути конкуренцию оставшимся в ОПК, либо установят с ними взаимовыгодную кооперацию. Поскольку производители оборонной продукции в силу нестабильности гособоронзаказа и часто меняющихся геополитических «ветров» тоже занимаются внедрением технологий двойного назначения
В результате реформы ОПК доля гособоронзаказа в структуре производства оборонных предприятий не будет превышать 20 — 25%, а из действующих предприятий останется чуть больше половины. Все предприятия уже знают, кто из них войдет в интегрированные структуры, кто не войдет, кто будет с оборонным заказом, а кто нет. Но вот будущее оставшихся за бортом реформы покрыто мраком.
Сегодня оборонные предприятия, действительно, находятся не в одинаковом состоянии: у них разное экономическое положение, не все сохранили кадры. Некоторые давно не выполняют гособоронзаказ, и им уже найдена замена. Другие выпускают продукцию, не востребованную в прежнем количестве. «Тащить из болота» всех подряд — дело бесперспективное. Кого-то придется закрывать или приватизировать.
Впрочем, для обеих категорий предприятий ОПК коренная перестройка отрасли одинаково сулит значительное увеличение доли выпуска гражданской продукции. Дело в том, что диверсификация производства в эту сторону — едва ли не единственный результативный рецепт удержания предприятий на плаву вне зависимости от резко меняющейся геополитической конъюнктуры. Все лидеры оборонки сначала по наитию, а теперь осознанно двигаются в этом направлении, приглядываясь к перспективным зарубежным рынкам. Только те, которых ждет интеграция в государственные холдинги, все-таки в основном рассчитывают на увеличение гособоронзаказа, а остальные осваивают новые рыночные ниши. Конечная цель и тех, и других одна — найти свое место в современной экономике, в международном разделении труда.
Сам премьер Михаил Фрадков сообщил, что основными приоритетами являются космическая сфера, атомная энергетика, газовая промышленность, а также оснащение двигателями и комплектующими судом морского флота. Премьер-министр также подчеркнул важность обеспечения максимально благоприятных условий для молодых специалистов российских стратегических предприятий для решения задачи технологического прорыва России. «Кадровая политика - это залог того, что созданный потенциал будет сохранен и развит», - заметил премьер.
Приватизация, национализация, - суть в том, что любое действие - инструмент оздоровления предприятий, отраслей, экономики в целом. За исключением самых отсталых менеджеров, на всю оставшуюся жизнь «подсевших на иглу» Госплана, плестись в хвосте и быть иждивенцем не хочется никому. Главное при реализации реформы — учитывать индивидуальные особенности каждого предприятия.
Илья Гращенков