Порядок на автомобильных парковках взялись наводить не только власти, но и антимонопольная служба. И если первые пытаются навести порядок на муниципальных стоянках, то сотрудники Федеральной антимонопольной службы начали с частных парковок в аэропортах.
Вчера ФАС объявила о возбуждении дел в отношении ряда фирм, оказывающих услуги временной парковки на территории аэропортов аэропортах "Шереметьево", "Домодедово" и "Внуково", в которых в июне этого года проводились соответствующие проверки.
Было установлено, что ЗАО "БРК Инвест Лимитед", ЗАО "Домодедово Аэротель" и ОАО "Внуково-Инвест", оказывающие услуги временной парковки на территории указанных аэропортов, занимают доминирующее положение на рынках услуг временной парковки. Признаки нарушения антимонопольного законодательства усматриваются в установлении почасового тарифа и правил оплаты каждого неполного часа как полного и неполных суток как полных. ФАС посчитало неприемлемым, что, в частности, если машина провела на стоянке 1 час и 5 минут, платить автовладельцу придется целиком за 2 часа..
Проверки антимонопольное ведомство проводило в связи с жалобами граждан на высокие цены парковок в аэропортах и невозможностью выехать в пределах установленного лимита времени из аэропорта. В основном это были жалобы на высокие парковочные тарифы. Юристы убеждены, что парковки при аэропортах вообще не должны быть платными.
«Это навязывание услуги», - соглашается с антимонопольным ведомством Антон Недзвецкий, зампредправления Московского общества защиты прав потребителей. «С точки зрения закона «О защите прав потребителей», обусловливание перевозки обязательным приобретением услуги парковки для автомобилей. Т.е. потребитель не может воспользоваться одной услугой, не оплатив другую, если он приехал на машине», - рассказал он в интервью Bigness . ru .
В то же время правительство Москвы придумало новый способ умерить аппетиты городских парковщиков, объявив неделю назад об обязательном введении на всех московских парковках кассовых аппаратов. По словам мэра Москвы Юрия Лужкова, эта мера должна была привести к тому, чтобы "отдельные личности на парковках не буйствовали и не властвовали". Иными словами, чтобы привели свои тарифы к официально установленным: 40 рублей за час внутри Садового кольца, 30 - между Садовым и Третьим транспортным, 20 - от ТТК до МКАД.
Однако, судя по вокзалам, ситуация не изменилась – парковочный час до сих колеблется от 50 до 150 рублей, в зависимости от марки машины и наглости её владельца.
По словам Антона Недзвецкого, тарифы, утвержденные Правительством Москвы, практически никто не соблюдает – «они завышаются, производится неправильный расчет стоимости стоянки».
Кроме того, парковщиков обязали информацию о тарифе вешать на нагрудный жилет, на спине которого должно быть написано – сколько стоит час парковки. «Чего они только не делают: и жилеты перешивают так, чтоб ничего не было видно, и затирают цены и т.д.», - констатирует юрист.
На деле ситуация еще сложнее. По словам источника Bigness . ru в ГИБДД, большая часть парковщиков, в частности, на вокзалах – банальные «разводилы». «Они одевают желтые жилеты, делают липовые чеки с печатями фирм-однодневок», - рассказал наш собеседник. По его словам, излюбленное место «работы» разводил – бесплатные стоянки, которые рядом с вокзалами в обязательном порядке присутствуют наряду с платными муниципальными парковками.
«Правда, где территория платная, а где бесплатная, уже непонятно, так как эти парковщики ходят везде, и везде требуют деньги», сказал Bigness . ru Антон Недзвецкий. ГИБДД, к сожалению, вмешаться в этот процесс не может: в российском законодательстве вообще не существует такого понятия, как плата за парковку, и, следовательно, кроме антимонопольной службы следить за этим некому.
Конечно, можно отказаться платить, но никто не даст гарантии, что липовый «парковщик» не проколет шины или не поцарапает лакокрасочное покрытие машины. По словам нашего собеседника в ГИБДД, больше всего «разводилы» досаждают таксистам, которые уже неоднократно выясняли с ними отношения неформальными методами.
К 2009 году власти обещают построить 160 тыс. парковочных мест и организовать оплату стоянки через SMS. Однако до этого светлого будущего «парковочные» бизнесмены наверняка придумают, как обходить и этот барьер – ведь даже кассовые аппараты не смогли их остановить.
Сергей Малинин