Сегодня целый хор чиновников обсуждал закон о государственном заказе. Закон, призванный сократить коррупцию среди госслужащих, по мнению чиновников сам еще содержит в себе возможности для злоупотреблений. Однако, пообщавшись с экспертами, мы пришли к выводу, что сегодняшние ораторы невнимательно читали Закон.
Напомним, Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" ставил своей целью упорядочить процесс закупок бюджетными организациями. Теперь покупка даже одной канцелярской скрепки должна быть оформлена государственным контрактом в соответствии с 94-м законом.
Несмотря на то, что коррупционеры научились обращать закон в свою пользу (проводя конкурсы «для своих», предъявляя претендентам весьма специфичные условия), в целом законодательство получилось весьма прозрачным и действенным. Это признает как «смотрящий по госзаказу» - Федеральная антимонопольная служба, так и сторонние наблюдатели. По признанию Мартина Шаккума, председателя думского комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, за крайние полтора года в процессе реализации закона №94-ФЗ удалось сэкономить около 170 млрд рублей. Для сравнения: объем госзакупок в 2007 году составляет порядка 3 трлн рублей.
Однако на «круглом столе», посвященном борьбе с коррупцией при реализации госзаказов, все нашлось место для замечаний к закону.
В частности, заместитель генерального прокурора России Евгений Забарчук, отметив неплохие результаты реализации закона, все же предложил внести некоторые поправки. А именно, Забарчук предлагает внести некоторые изменения в Арбитражно-процессуальный кодекс в той части, которая касается признания недействительными результатов конкурса на госзакупку, если при этом были допущены нарушения.
В Институте управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева были удивлены такой постановке вопроса. «Их [итоги конкурсов – прим. ред.] и сейчас можно отменять», - сказали Bigness . ru в Консалтинговом центре института.
«Если допущено нарушение, у поставщиков есть право подать иск в суд, и на основании этого суд вправе признать торги недействительными, соответственно, и государственный контракт, который был заключен по итогам проведения торгов», - сказали эксперты нашему изданию.
Аудитор Счетной палаты РФ Александр Назаров, выступая на заседании "круглого стола", предложил еще одно усовершенствование. По его словам, речь идет о необходимости установления реального механизма санкций за нарушение закона. По действующему законодательству штраф на должностных лиц за нарушение законодательства в сфере госзакупок составляет 20 тыс. рублей, что в сравнении с многомиллионными контрактами является недостаточной суммой, подчеркнул аудитор.
С логикой Назарова нельзя не согласиться, тем более, что к такой же практике движется и антимонопольная служба. Правда, данные озвученные аудитором уже не актуальны – в настоящее время штраф поднят до 50 тысяч рублей. Просто «с чиновников больше взять нельзя», - пояснили нам в Институте управления закупками и продажами.
Из других распространенных нарушений, которые чаще всего допускаются в сфере госзакупок, докладчики также назвали нарушение принципа публичности и соблюдение сроков объявления и проведения конкурсов. "Отсутствие сведений о предстоящих конкурсах делает непрозрачным процесс государственных закупок, а это, в свою очередь, является основанием для коррупции", - подчеркнул заместитель генпрокурора. Кроме того, по его словам, "нередко к конкурсу привлекаются подведомственные организации, что является нарушением антимонопольного законодательства РФ".
Сергей Малинин