В рамках относительно новой мировой концепции энергобезопасности, положения которой развивались как минимум на двух последних саммитах G 8 при активном участии России, наша страна начала политику интенсивной модернизации и диверсификации добычи и транспортировки углеводородов к основному потребителю – Европе. Пока ядерная энергетика в среднем дает менее 20% энергии, а разработки альтернативной еще не приняли коммерческих масштабов, поставки нефти и газа останутся важнейшей темой международного сотрудничества, по прогнозам экспертов – еще как минимум лет 50.
Сахалин-1,2, проект освоения Штокмановского месторождения, Ковыкты; трубопроводы NordStream (СЕГ), «Южный поток», «Прикаспийский», Бургас-Александруполис, тихоокеанский ВСТО; морские терминалы, буровые и широкая геологоразведка – все эти и многие другие российские проекты стоимостью в сотни миллиардов долларов, призваны в том числе, обеспечить гарантии поставок энергоносителей в Европу вне зависимости от региональной внешнеполитической конъюнктуры и рассчитаны надолго.
Однако крупнейший геополитический игрок – США, ведомый командой Буша-Чейни (который, как известно, давно, еще с 1990-х годов, со времен своей «лондонской речи», жаждет получить для Вашингтона «приз» - углеводороды России), ставит палки в колеса российско-европейской интеграции, пользуясь средствами, заявленными в 1997 году в геостратегическом обзоре Збигнева Бжезинского «Великая шахматная доска».
Американский идеолог уже тогда, осознавая невозможность прямого военного господства США, по крайней мере, в центре Евразии (где усиливается доминирующая роль России, принявшей вместе с наследием СССР его ядерные «щит и меч»), проповедовал усиление идеологического, экономического и политического влияния США в Европе с помощью связывания и перенаправления европейских интересов в рамках различных военных, политических, и экономических союзов: НАТО, ОЭСР, ВТО, ЕС и т.п.
И в риторике ЕС временами отчетливо прослеживается антироссийская направленность, особенно заметная в позициях отдельных подразделений и отдельных членов ЕС: например, Еврокомиссии, и неофитов – стран Балтии. Некие подразделения и группы лоббирования интересов США в ЕС постоянно стремятся препятствовать развитию российских проектов в рамках европейской же энергобезопасности – условно говоря, «пилят сук, на котором сидят».
Некоторое время назад этим отличалась и Эстония – в ее национальных и западных СМИ волнами проходили кампании по препятствованию работам по строительству СЕГ – газопровода, который свяжет РФ и Германию напрямую, без посредников по дну северных морей и позволит Германии покупать в 2 раза больше российского газа.
Однако, проамериканское лобби не всесильно – в Европе все чаще раздаются голоса, призывающие к более тесной интеграции и открытию дороги для стратегических российско-европейских энергопроектов (чрезвычайно выгодных и Европе, стоящей на пороге энергетического голода, и России, наладившей выгодный для внутренней экономики экспорт ресурсов). Так и Эстония, которая заявляла ранее, что якобы прокладка СЕГ испортит морскую экологию Балтии, затронет балтийские захоронения химического оружия, вызовет милитаризацию региона в связи с необходимостью охраны газопровода и т.п., теперь склоняется к доводам здравого смысла.
В частности, на днях директор института внешней политики Эстонии Андрес Казекамп посоветовал своему правительству разрешить компании по строительству СЕГ провести исследования в эстонской экономической зоне. «Мы не должны забывать и об интересах европейских союзников, прежде всего, если мы сами постоянно подчеркиваем необходимость единой энергетической политики Европейского союза», - сказал в понедельник ученый газете Postimees.
По его словам, таким образом Эстония не нарушит «добрые отношения с соседями» - немцами, французами, датчанами и британцами, которые «ждут строительства газопровода». Тем более, что «в отличие от поляков, у Эстонии нет особенно важных экономических интересов в этой игре, нам нет нужды бояться остаться без транзита газа».
Напомним, что российско-германская компания Nord Stream 31 мая обратилась к правительству Эстонии с просьбой дать разрешение исследовать экономическую морскую зону с целью возможной прокладки здесь СЕГ. Правительство Эстонии должно дать ответ до 30 сентября. В отличие от ранних негативных экспертных оценок СЕГ, нынешняя позиция Эстонии, возможно, склоняется в пользу России, тем более что представители ведущих стран ЕС неоднократно высказывались о безопасности и необходимости СЕГ.
Однозначную поддержку строительству газопровода высказала канцлер Германии Ангела Меркель, указав на встрече с Владимиром Путиным в январе прошлого года, что «СЕГ не направлен против какой-либо страны», «является очень важным для Европы и Германии проектом», «является капиталовложением в безопасность энергоснабжения [Европы]», и «частью стратегического партнерства, которое мы развиваем, и будем развивать».
8 сентября 2007 года бывший лидер ФРГ Герхард Шредер, ныне - председатель комитета акционеров компании NordStream , также в очередной раз подтвердил, что проект строительства СЕГ не ущемляет «ничьих интересов», и указал на то, что «снабжение Европы газом - это наш общий интерес... Нам нужен газ, а России нужно обеспечить экспорт, мы абсолютно зависим друг от друга, это не односторонняя, а взаимная зависимость». Шредер также компетентно, как один из руководителей проекта, пояснил, что с точки зрения экологии и, в частности, по проблеме боеприпасов, оставшихся в Балтике со времен Второй мировой войны, обстановка, благодаря проекту, станет даже более безопасной, нежели сейчас, так как каждая из проблем будет решена.
Напомним, что к 2015 году 2 ветки СЕГ общей пропускной способностью в 55 млрд кубометров газа в год, будут обеспечивать не менее 25% потребностей ЕС в дополнительном импорте газа.
Интересно, что эти совершенно прозрачные доводы здравого смысла в самой Эстонии пытаются опровергать разве что политизированные радикалы. В частности, ранее, 18 августа участники конференции, организованной радикальным Национальным движением Эстонии (ERL), написали обращение в Европарламент, призывая ЕС оказать давление на Германию, чтобы она отказалась от строительства СЕГ, ссылаясь на надуманный предлог, что якобы «СЕГ представляет угрозу безопасности Эстонии».
Но реакция Европы на этот антироссийский выпад, скорее всего, будет прохладной, или вообще никакой – как Евросоюз, так и его влиятельный член – Германия, не только очень хорошо осознают выгоды от СЕГ, но и очень чутко относятся к опасностям потакания национал-радикальным тенденциям в западноевропейском обществе. Например, на днях в ФРГ даже уволили ведущую немецкого телеканала NDR с 20-летним стажем на телевидении - Еву Херман, которая неполиткорректно положительно оценила некоторые аспекты семейной политики национал-социалистов времен Адольфа Гитлера.
Александр Радугин