Одобренный вчера проект Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года поражает воображение. РЖД собирается за 23 года сделать столько же, сколько СССР не успел и за 70 лет.
Вчера вечером правительство Российской Федерации одобрило проект Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года.
На ближайшие 23 года руководство РЖД озвучило наполеоновские планы покорения российских пространств. «За период до 2030 года планируется построить более 20 тыс. км новых железнодорожных линий, - заявил Владимир Якунин. - Для сравнения: в советский период, то есть более чем за 70 лет, на территории Российской Федерации было построено около 30 тыс. км новых железных дорог, включая БАМ». Причем, впервые в истории страны, железнодорожное сообщение получат республики Горный Алтай и Тыва, Магаданская область, Ненецкий автономный округ.
Как заявил Владимир Якунин, наибольшие объемы нового железнодорожного строительства планируются именно в восточных федеральных округах страны.
- Таким образом будет ускорено развитие территорий Восточной Сибири и Дальнего Востока с населением более 18 млн. человек, созданы условия для освоения месторождений угля с годовой добычей в 2030 году – 65 млн. тонн, руды – 10 млн. тонн, а также для интенсивного вовлечения в хозяйственный оборот новых нефтегазоносных районов. Реализация Стратегии – это возможность развития более 30 новых месторождений полезных ископаемых и промышленных зон, - сказал президент ОАО «РЖД».
Стратегия предусматривает, что протяженность линий, на которых будет осуществляться скоростное движение (со скоростями 160 - 200 км/ч) составит более 10 тыс. км, а высокоскоростных магистралей (со скоростями 350 км/ч) - 1,5 тыс. км. От Москвы до Санкт-Петербурга можно будет доехать за 2,5 часа, от Москвы до Нижнего Новгорода - за 2 часа, от Москвы до Берлина - за 8-10 часов, от Москвы до Сочи - за 14-15 часов.
Планы поистине грандиозные, особенно с учетом того факта, что за последние 15 лет эксплуатационная длина железных дорог в стране не увеличилась, а даже сократилась на 2,5 тыс. км.
Для обеспечения потребностей экономики в перевозках Стратегией планируется в срок до 2015 года полностью заменить локомотивы и вагоны с истекшим сроком службы. Технические характеристики нового подвижного состава будут соответствовать требованиям клиентов и мировым стандартам в части безопасности, надежности, технической готовности, грузоподъемности, экологичности и структуры жизненного цикла. Потребности железнодорожного транспорта в обновлении подвижного состава и технические требования к новым локомотивам и вагонам уже известны бизнесу и учтены в Стратегии развития транспортного машиностроения.
Якунин заявил, что РЖД разработаны меры по привлечению частных инвестиций под озвученное крупномасштабное строительство. В соответствии с программой, общий объем инвестиций в развитие железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года составит 13,7 трлн. рублей. Доля инвестиций из федерального бюджета (20%), субъектов РФ (5%), частных инвесторов 75%. Из этих 75% больше половины поступит от самой ОАО «РЖД». В итоге, участие частного капитала предполагается на уровне трети от общего объема.
По словам президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, в результате реализации Стратегии будет создана инфраструктурная основа для долгосрочного роста экономики России и повышения качества жизни населения, комплексного освоения развивающихся экономических районов страны и доступа к новым источникам природных ресурсов.
Полномасштабное выполнение мероприятий Стратегии обеспечит социально-экономическое развитие России по инновационному сценарию, предложенному Минэкономразвития в Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года. В соответствии с этим сценарием в 2030 году ВВП вырастет 4,5 раза, промышленное производство - в 3,2 раза.
Проект Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года будет внесен на утверждение Правительства в ноябре 2007 года, после того как будет утверждена комплексная программа социально-экономического развития страны до 2020 года.