Бизнес может и готов помочь государству с пенсионным обеспечением россиян, но в замен он просит ослабление налогового бремени. Из недр Российского Совета промышленников и предпринимателей (РСПП) появился проект документа, в котором предлагается рассмотреть участие в схеме софинансирования и работодателей (то есть, крупного бизнеса) - не без выгоды для последних.
В апреле президент РФ пообещал простимулировать добровольно-накопительную часть пенсионных вкладов государственным софинансированием. То есть каждому, кто добровольно отложит часть зарплаты на будущую пенсию, государство добавит такую же по размеру сумму – до 18 тыс. рублей в год в течение, как минимум, 10 лет.
Понятно, что такая инициатива была встречена «на ура»: согласно опросу «Башкировой и партнеров», уже месяц назад готовность участвовать в программе выразили 10,8% респондентов, согласных отчислять в систему до 3% зарплаты. Действительно, обещание президента, согласно расчетам главы Минфина Алексея Кудрина, за 10-летие должна заинтересовать до 12 млн человек. При этом проект софинансирования добровольных пенсионных накоплений более чем серьезен - расходы государства на пенсионное обеспечение за это время вырастут, по оценке Кудрина, с 4-8 млрд рублей в год до 100 млрд.
В среде российского бизнеса эту инициативу властей также заметили. Из недр Российского Совета промышленников и предпринимателей (РСПП) появился проект документа, в котором предлагается рассмотреть участие в схеме софинансирования и работодателей (то есть, крупного бизнеса).
«Более высокая результативность системы софинансирования… будет обеспечена за счет вовлечения в эту систему работодателя», - приводит цитату газета «Ведомости». По мнению РСПП, участие компаний должно быть добровольным и паритетным. В РСПП считают, что среднестатистическая компания может добавить еще 1 тыс. рублей к пенсионным накоплениям, которые в настоящее время формируются за счет отчислений как самого работника, так и государства.
Действительно, увеличение вклада будущего пенсионера не в 2, а в 3 раза выглядит очень привлекательно. Но стоит также отметить, что речь идет отнюдь не о благотворительности бизнеса, а о фактическом перераспределении государственного бюджета. Ведь РСПП предлагает не добровольные пожертвования части прибыли предпринимателей в адрес работников, а софинансирование только при условии освобождения бизнес-участников схемы от единого социального налога (ЕСН).
Как сказал вице-президент союза Игорь Юргенс: «Идея выглядит абсолютно логичной, и, если будут серьезные налоговые стимулы, на добровольные отчисления пойдет широкий круг компаний». Логика понятна - бизнес фактически хочет снять с себя отчисления на медицинское и социальное страхование работников, которые во время налоговой реформы как раз и приняли форму ЕСН.
В июне спикер Госдумы Борис Грызлов уже докладывал Путину об идее привлечь работодателей путем уменьшения ЕСН, который уплачивают компании с других платежей работнику, на сумму добровольного взноса компании, но президент отметил, что тогда источником денег будет государство. Ныне идея РСПП предусматривает сохранение прежних обязательств компаний по уплате ЕСН с других выплат, при освобождении от ЕСН (до 26%) только самого взноса софинансирования, «так что бюджет ничего не потеряет».
Идея разумна, если от ЕСН будет освобождаться только добровольный взнос, считает замминистра МЭРТ Анна Попова. По мнению экспертов, для компаний, которые стараются сохранить работника, в том числе, с помощью хорошего соцпакета, это станет важным стимулом. С другой стороны стоит еще раз отметить, что бизнес-лобби не занимается благотворительностью, а пытается заключить с государством новый выгодный для себя договор: ведь даже сейчас, когда ЕСН еще не снят со взносов работодателей, некоторые предприятия софинансируют пенсии безо всяких льгот. Например, в 2006 году негосударственную пенсию «Газфонда» (структура «Газпрома») - порядка 4 тыс. рублей - получали более 46 тыс. человек, а Новолипецкий меткомбинат на 1% зарплаты работника (около 26 тыс. рублей в месяц), перечисляемый в НПФ, добавляет столько же, но не больше 5%, при этом деньги идут из чистой прибыли.
Интересно, что РСПП обратила внимание не только на желательность освобождения предполагаемого пенсионного взноса работодателя от налогов, но и на сами пенсионные деньги, накопленные трудящимися в НПФ. Это также лакомый кусок для разного рода «управленцев». По данным газеты, пенсионные резервы 257 российских НПФ только по итогам 2006 года составили 405,2 млрд рублей, а доход от размещения солидарных накоплений составил 56,1 млрд руб.
Между тем, в анонсированной 5 августа РСПП концепции страхования пенсионных накоплений в НПФ, наряду с совершенно правильной идеей о необходимости такого страхования, предлагается либо страховать вклады в негосударственные фонды за счет государства (и госбюджета, то есть, налогов – в таком случае, непонятно, причем здесь РСПП), либо, в качестве альтернативы, создать при саморегулируемой организации НПФ специальный фонд «взаимного страхования пенсионных накоплений», участие в котором было бы обязательным для НПФ (как и направление туда до 10% их активов на страхование).
В частности, как сообщает «Интерфакс», РСПП предлагает ввести коэффициент соотношения имущества НПФ (и управляющих компаний) привлеченных ими пенсионных резервов и пенсионных накоплений в пропорции не менее 1 к 10, при этом предполагается, что в случае банкротства НПФ или потери пенсионных накоплений, выплата может составлять до 400 тыс. рублей. То есть бизнес предлагает создание еще одной негосударственной организации, которая будет аккумулировать пенсионные деньги и что-то на этом заработает. Думается, все эти инициативы требуют тщательной экспертной проработки.
Александр Радугин