Узнав, что Россия намерена повысить экспортную пошлину на лес-кругляк, шведский министр торговли пригрозил создать Москве проблемы со вступлением в ВТО. Шведы жалуются, что их прибыль теперь уменьшится. Но Западу придется привыкать, что 90-е годы закончились, и РФ больше не будет продавать ресурсы за бесценок.
Швеция на севере Евразии исторически всегда занимала довольно агрессивные позиции, которые были обусловлены ее желанием территориального приращения и тяготением в сторону дальнего Запада. Еще в 1495 году, начав войны с Русью за приграничные крепости и земли (Копорье и т.п.), Швеция еще 300 лет вела десятки войн с Россией – вплоть до 5 сентября 1809 года, когда годовая война (начавшаяся из-за демонстративной поддержки королем Густавом IV геополитических устремлений Великобритании в пику русскому престолу) окончилась поражением Швеции, заключением мирного договора и уступкой Финляндии в вечное владение России.
Начиная с XIX века, Швеция традиционно проводит политику нейтралитета, оставаясь вне блоков и не участвуя в войнах. Тем не менее, как уточняет замдиректора научных программ Научно-исследовательского института шведской обороны Ингмар Олдеберг, «теперь для нас концепция нейтралитета определяется по-новому. Поскольку мы являются членами Евросоюза, нейтральными мы остаемся только в военном плане, но не политическом и экономическом», а Швеция, если потребуется, вступит в НАТО (также являясь и членом ВТО).
Эту новую концепцию на днях конкретизировал шведский министр торговли Стен Тольгфорс – его заявление прозвучало вполне в духе западного представления о России, как о стране, которая в благодарность за «демократизацию» должна на коленях подносить ЕС и США дармовые ресурсы.
В частности, по его мнению, Россия не должна повышать пошлины на березовый лес-кругляк с 4 до 10 евро, потому что «теперь шведские деревообрабатывающие предприятия не смогут получать прибыль, и будут вынуждены сокращать производство и рабочие места», как передает BBC Russian. Якобы российская сторона ему это «обещала» вплоть до 2011 года, а если ослушается, будет иметь проблемы в Еврокомиссии по вопросу вступления в ВТО.
Это похоже на продолжение западной политики девяностых годов, направленной на выкачивание российских природных богатств. Но сейчас ситуация изменилась – Россия не только заявляет претензии на статус мировой державы, но и намерена торговать своим сырьем по рыночным ценам, и никак иначе. «Халява» для иностранцев в России быстро идет на убыль. В сфере нефти и газа уже все всё поняли на примерах ЮКОСа, Штокмановского месторождения, проектов Сахалин-1,2 и СЕГ.
Но Россия богата не одной лишь нефтью и газом: в МБРР считают, что и без высоких цен на нефть рост российской экономики составлял бы около 4,5%. Хотя удельный вес нефти во всем российском экспорте в 2005 году составил 34,6%, есть еще не менее 65,4% других экспортных статей, составивших все $160 млрд. экспортной выручки.
При этом надежными источниками экспортного дохода РФ, наряду с прочими, служат древесина и продукты ее переработки. В частности, экспортный потенциал лесоперерабатывающего комплекса России грандиозен – порядка $120 млрд. (по запасам древесины, составляющим 25% мировых ресурсов, с РФ может конкурировать разве что зеленая страна Бразилия). Специалисты подсчитали, что при правильном использовании (углублении переработки), экспорт древесины может приносить валютную выручку, эквивалентную получаемой страной от продажи сырой нефти.
Однако, на 2006 год вся экспортная составляющая отрасли с трудом превысила $10 млрд. – от продажи круглого леса, при том, что доля России в мировой торговле необработанным лесом составляла 22%. Понятно, что далее разбазаривать с трудом восстанавливаемое лесное богатство было бы просто преступно.
О важности проблемы свидетельствует и акцент, сделанный Владимиром Путиным в апрельском послании Федеральному Собранию: «Еще один вопрос, который нам вправе будут задавать будущие поколения, относится к использованию природных ресурсов. Действительно ли мы получаем от них максимальную выгоду? Причем вопрос этот касается не только нефти, газа, других минеральных ресурсов, но и в не меньшей степени наших лесных богатств…». При этом Путин особо отметил, что по этому вопросу должны быть приняты меры и технологического и финансового характера, а «правительство уже приняло решение о поэтапном повышении экспортных пошлин на круглый лес».
Именно поэтому в рамках намерений активно стимулировать торговлю продукцией углубленной переработки древесины, и, наоборот, сдерживать вывоз кругляка, с июля 2007 года за вывоз каждого кубометра из России вместо прежних 4 евро надо платить 10 евро; с января 2009 года эта пошлина вырастет до 50 евро, с промежуточным повышением до 25 евро в апреле 2008 года.
При этом Путин говорил и о том, чтобы «не ущемлять интересов иностранных партнеров». Именно поэтому в 2007 году шведы будут платить не сразу 50 евро, а 10 евро вместо прежних четырех евро за кубометр. К тому же, березовый кругляк диаметром менее 15 см вообще не подпадает под новые пошлины.
Однако шведскому министру этого показалось мало – по его словам, повышение пошлин приведет к тому, что прибыль шведских дельцов уменьшится, и они сократят рабочие места, а некоторые из 90 тыс. шведов, занятых в деревообрабатывающей промышленности, потеряют работу. Тольгфорс, не ограничившись жалобами, 20 августа даже отписал письмо торговому еврокомиссару Питеру Мандельсону с просьбой надавить на Россию по линии вступления в ВТО.
Довольно странная логика – переложить внутренние проблемы безработицы в Швеции (которые очевидно должны быть разрешаемы только ее правительством) на абсолютно «рыночные» и логичные экспортные решения РФ. Между прочим, в определенном смысле эти решения – плоды «перестройки», развалившей СССР, за которую Горбачев получил свою премию им. шведа Альфреда Нобеля.
К тому же, вступление России в ВТО, в определенном смысле, более выгодно самой ВТО и Западу, а нравы современного экономического мира, выстроенного по американским калькам, куда с подачи Запада усердно тащили Россию «реформаторы» 90-х, совсем не располагают к необоснованным преференциям кому бы то ни было. А Россия, будучи одной из немногих стран в мире, которые являются вполне самодостаточными, перейдя на рельсы рыночной экономики, оказалась вполне способна адекватно реагировать на эти вызовы рынка.
Поэтому те представители Запада, которые готовы воспринимать Россию в качестве равноправного партнера, продолжают получать выгоды от конструктивного сотрудничества с нами (например, Германия и Франция). А те, кто не хочет платить рыночную цену рынка за российские богатства, останутся ни с чем.
По словам Тольгфорса, Москва пытается «вдохновить деревообрабатывающие компании вкладывать средства в Россию, а именно, в производство продукции с высокой добавленной стоимостью», и «экспортировать не сырьевой лес, а пиломатериалы», что, по его мнению, «может привести к противоположному эффекту».
Действительно, Москва пытается сделать именно это, чтобы не продавать россиянам их же древесину в виде шведского ДСП, обеспечивая шведам десятикратную прибыль, а перенаправить этот золотоносный поток по прямому и естественному назначению – обратно в руки россиян. А если шведы вдруг не захотят покупать обработанную древесину, Россия может построить еще несколько мебельных комбинатов.
Александр Радугин
Александр Радугин