В Приморье снова грозят урезать поставки электроэнергии задолжавшим военным. Требования энергетиков могут быть вполне законными, но все равно возможность отключения стратегических объектов пугает. Впрочем, менеджеры РАО «ЕЭС» иногда проявляют излишнее рвение – некоторым уже пришлось ответить в суде за подрыв боеготовности армии.
В среду военная прокуратура гарнизона залива Стрелок по просьбе энергетиков «Дальэнергосбыта» начала проверку по факту неплатежей за электроэнергию 30-го судоремонтного завода Минобороны РФ, расположенного в поселке Дунай (бухта Чажма) Приморского края.
«Дальэнергосбыт», входящий в структуру РАО ЕЭС, потребовал от руководства завода, который, по данным энергетиков, задолжал за электроэнергию более 100 млн. рублей, снизить потребление. В противном случае поставки могут быть сокращены «до минимального уровня аварийной брони», сообщает РИА Новости.
Также энергетики намерены инициировать вопрос о введении процедуры банкротства в отношении объекта Минобороны, предназначенного, в том числе, и для ремонта авианесущих кораблей ВМФ, значимость которых для флота сейчас вновь обсуждается.
Это не первый конфликт подобного рода в России. Один из последних скандалов разгорелся в столице. Приобретя здание, в подвале которого находился действующий узел связи ПВО Москвы и Центрального района, одна из коммерческих фирм, по утверждению военных, обесточила этот стратегический объект, выгнала персонал и потребовала от Минобороны «продать здание штаба, отдела управления кадров» в обмен на подключение. По словам командующего войсками Командования специального назначения генерала-полковника Юрия Соловьева, коммерсанты попросту занялись «беспределом» и шантажом; и военные должны были судиться с торговцами, чтобы восстановить боеспособность объекта.
В феврале 2006 года филиал «Дальэнерго» - ОАО «Камчатскэнерго» - за долги (406 млн. рублей) ограничил подачу электроэнергии на объекты ФГУП «44 электросети ВМФ» Минобороны РФ, в результате чего без электроэнергии остались военные объекты закрытого города Вилючинск (где базируется флотилия атомных подводных лодок (АПЛ) и штаб группировки войск и сил на северо-востоке России, координирующий деятельность большинства стратегических объектов Камчатки.
Ранее, в июле 2005 года, «Хабаровскэнерго» объявило о введение ограничений энергоснабжения объектов 11-ой армии ПВО и ВВС, и последующем полном отключении всех объектов противовоздушной обороны и военно-воздушных сил Хабаровского края до заключения нового договора.
С одной стороны, коммерсантов и поставщиков электроэнергии можно понять – почему из всех других налогоплательщиков именно они должны платить за конкретные объекты Минобороны (тем более, что в отношении некоторых военных, зачастую, возникают подозрения в нецелевом использовании бюджетных средств, выделенных на оплату электроэнергии и т.п. услуг)? Почему здание вместе с узлом связи ПВО Минобороны продало в частные руки, не обеспечив гарантированной его работы?
В то же время, вряд ли нормальна ситуация, когда объектам ПВО, ВМФ или, не дай Бог, стратегических ядерных сил России грозит отключение из-за коммерческих споров. Тем более, что все это происходит на фоне агрессивной риторики Запада, наступления НАТО на Восток, проблем с восточноевропейской ПРО США, состоянием ДОВСЕ и СНВ-1 и в то время, как РФ занимает лидирующие позиции в ШОС, ОДКБ, СНГ.
Кроме того, отключение питания от военных объектов, например с химическими, взрывоопасными или радиоактивными устройствами может повлечь не только нарушение обороноспособности, но и настоящую гуманитарную катастрофу вплоть до массовой гибели граждан.
Надо также учесть, что отнюдь не всегда менеджеры Чубайса поступают в строгом соответствии с законом. К примеру, в 2005 году Фрунзенский районный суд Владивостока уже приговаривал директора «Дальэнергосбыта» Сергея Хромова к штрафу в 100 тыс. рублей по статье 215 (часть 1) УК РФ (Нарушение правил безопасности при эксплуатации объектов атомной энергетики, если это могло повлечь смерть человека или радиоактивное заражение окружающей среды). Хромов с обвинением согласился и вину признал полностью.
«Действия Хромова повлекли по неосторожности причинение тяжких последствий, выразившихся в снижении боеготовности военных объектов, расположенных на территории гарнизона залива Стрелок в Приморском крае», - сказала представитель обвинения. К счастью, в результате действий директора «Дальэнергосбыта» обошлось без жертв, но государству был причинен имущественный ущерб на сумму более 500 тыс. рублей.
Кто прав, а кто виноват в новом споре «Дальэнергосбыта» с военными, еще предстоит разобраться компетентным органам. Однако ясно, что проблема существует. Для ее решения, видимо, нужны не только конкретные меры на местах, но и формирование национального самосознания, выработка о национальной идеологии, которая позволила бы каждому россиянину – без подсказки, будь то работник, коммерсант, чиновник, или законодатель – принимать решения, идущие во благо, а не во вред всей стране.
Александр Радугин
Александр Радугин