Нынешнее укрепление курса рубля сокращает доходы экспортеров, но зато сдерживает инфляцию. Западные эксперты не исключают, что до конца года российские деньги могут резко подорожать по отношению к доллару. Власти РФ уже думают о том, как сделать рубль одной из мировых резервных валют.
Страна отметила десятую годовщину деноминации – 4 августа 1997 года по указу тогдашнего президента РФ Банк России принял решение об уменьшении номинала рубля и изменении масштаба цен в тысячу раз с 1 января 1998 года. С 1 января 1999 года банкноты старых образцов потеряли статус полноценной российской валюты, но еще 3 года их меняли в учреждениях Банка России без ограничения.
По словам зампреда банковского комитета Госдумы Павла Медведева, тогда деноминацию рубля провели, чтобы на фоне серьезного снижения темпов инфляции стабилизировать денежное обращение – в частности, путем вывода мелких монет и купюр (и больших чисел) из расчетов, а также для повышения роли рубля и постепенного вытеснения из денежного оборота внутри страны иностранных валют.
Если 10 лет об этом вытеснении говорилось «в значительной мере ради красного словца», то сейчас это действительно актуально из-за мощного укрепления курса рубля.
Правительство РФ планирует, что в 2007 году инфляция в России не превысит 8%, а к 2020 году, согласно прогнозу МЭРТ, должна составить лишь 3,5% (при ежегодном росте ВВП в 6,9%, и увеличении доли России в мировой экономике с 2,6% в 2006 году до 3,4% к 2020 году). На этот фоне рост курса рубля к доллару и евро является одним из действенных способов оставаться в этих прогнозных рамках.
И его придется применить, так как глава Минфина Алексей Кудрин отметил, что факт более высокой инфляции в июле текущего года по сравнению с прошлым годом является настораживающим фактором: в то время как в 2006 году в июле инфляция была 0,7%, за 23 дня июля 2007 года она составила уже 0,8%.
Более высокая инфляция объясняется большим притоком капитала и увеличением золотовалютных резервов, а также высокими ценами на нефть, пояснил Кудрин, напомнив, что ЦБ РФ может использовать для урегулирования и укрепление номинального курса рубля (наряду со ставками рефинансирования, резервирования, привлечения на депозиты, выпуском ценных бумаг Банком России). В частности, по оценкам ЦБ, укрепление рубля на 1% снижает инфляцию на 0,3%.
Вместе с тем, многие зарубежные финансовые аналитики убеждены, что именно рост курса рубля относительно доллара и евро – это одна из последних возможностей удержать инфляцию в рамках официального прогноза. При этом в Bank of America считают, что для достижения ориентира по инфляции в 8% российским финансовым властям достаточно лишь немного – до 24,7 рубля за доллар укрепить рубль (финансисты швейцарского UBS полагают, что к концу 2007 года за доллар будут давать даже 24,5 рубля).
В то же время, есть и ресурсы для сравнительно безболезненного проведения такой коррекции. Несмотря на то, что сейчас, по сведениям JP Morgan Chase, курс рубля к доллару на 9,6% выше его уровня накануне финансового кризиса 1998 года, в Merrill Lynch уверены, что российская валюта серьезно недооценена, а потенциал ее роста существенно выше – рубль должен быть дороже примерно на 40% (что соответствует уровню порядка 15 рублей за доллар).
Сейчас рост мировых цен на нефть, газ и металлы стимулирует инфляцию. Так, стоимость нефти на мировых рынках в 2007 году выросла на 26%, и соответственно, увеличился приток денег в Россию. Однако, по сведениям газеты «Взгляд», Центробанк фиксирует темпы укрепления рубля к бивалютной корзине, структура которой в последнее время стабильна: 45% евро и 55% – доллар.
При этом денежная масса увеличивается и, по мнению экспертов МВФ, эти попытки сдержать темпы роста курса валюты подталкивают инфляцию, а специалисты Peterson Institute for International Economics говорят, что «люди устали от роста цен». Поэтому во втором полугодии рубль может ожидать резкое укрепление – за оставшиеся пять месяцев 2007 года стоимость рубля возрастет почти на 2%.
Согласно этому сценарию, рост курса рубля стимулирует импорт – покупать товары за рубежом станет дешевле. Но параллельно сокращаются рублевые доходы экспортеров – так, в первом квартале 2007 года прибыль Роснефти сократилась на 25%.
Тем не менее, укрепление курса рубля может послужить не только краткосрочному благу потребителя, но и долгосрочным геополитическим целям. По словам первого вице-премьера РФ Дмитрия Медведева, на фоне перенасыщенности мировой экономики долларом и возможного глобального кризиса американской валюты, важным и правильным было бы превращение рубля «в одну из резервных мировых валют».
«С точки зрения качества валюты рубль способен стать региональной валютой, а в последующем и мировой валютой», - заявил Дмитрий Медведев в интервью агентству Bloomberg во время Петербургского экономического форума, согласившись с мнением первого вице-премьера РФ Сергея Иванова, что Россия вскоре сможет войти в пятерку сильнейших экономик мира.
По мнению российских банкиров, в использовании рубля в качестве резервной валюты уже заинтересованы, прежде всего, страны СНГ, особенно те, предприятия которых уже используют российскую валюту в своих расчетах. Показательно, что с 1 сентября 2006 года Национальный банк Белоруссии уже включил активы в российских рублях в состав своих международных резервов (на внутреннем валютном рынке Белоруссии и во внешних расчетах российский рубль занимает около 20-30% от общего объема, уступая только доллару США).
Также является важным, что в системе геоэкономических отношений укрепление курса рубля и его становление в качестве одной из мировых резервных валют могло бы не только снизить зависимость РФ от колебаний долларовой конъюнктуры (золотовалютные резервы РФ хранятся в долларах и евро) и фактического обслуживания эмиссионного финансирования государственного долга США (и, кстати, американских военных расходов), но и дать России дополнительный (к нефтегазовым поставкам) – валютный механизм воздействия на мировую экономику, подобно тому, как это делают США.
Конъюнктура на рынке углеводородных энергоносителей, которая, судя по прогнозам, сохранится лет на 50, вполне позволяет сделать рубль хотя бы центральноевразийской региональной валютой (наподобие евро или йены). При этом оппоненты на мировой экономической арене не склонны к щепетильности (сенатор Лугар давно призывает гарантировать поставки нефти из России силами НАТО, американский Сенат готов подвергнуть сомнению суверенитет РФ и «править» энергетическую политику Москвы в американской юрисдикции и т.п.).
К тому же, Евросоюз и некоторые страны Юго-Восточной Азии, включая Китай, не стесняясь, уже ведут подобные «антидолларовые войны», стремясь сделать свои инвалюты – евро или юань – также, по крайней мере, региональными, а если получится, то и мировыми резервными валютами.
Александр Радугин
Александр Радугин