Российская спутниковая группировка ГЛОНАСС поможет нарушить американскую монополию в области спутниковой навигации. Но чтобы конкурировать с GPS, придется приложить немало усилий. Вопреки громким заявлениям некоторых чиновников, ситуация с ГЛОНАСС пока не позволяет решить всех поставленных задач.
В начале августа в составе группировки ГЛОНАСС заработал десятый спутник, а незадолго до этого российская система спутниковой навигации впервые была установлена на пассажирском самолете.
Указ президента России от 17 мая 2007 года фактически ГЛОНАСС открыл для отечественных и иностранных пользователей. Орбитальная группировка, которая служила сугубо для военных целей, стала доступна простым гражданам, что в перспективе дает возможность эксплуатировать систему, в том числе, и на коммерческой основе, не надеясь только на бюджетные средства.
Кроме того, исходя из интересов национальной безопасности, органы государственной власти обязаны использовать только ту аппаратуру спутниковой навигации, которая совместима с ГЛОНАСС.
Фактически, сделаны основные организационно-правовые шаги, обеспечивающие независимость России от американской глобальной системы GPS, которая пока является монополистом в области спутниковой навигации.
Однако на этом пути есть проблемы, которые нужно решить, чтобы ГЛОНАСС стала способной в полной мере выполнять возложенные на нее функции как в военной, так и в гражданской областях. К сожалению, высокопоставленные чиновники, не зная досконально ситуацию в отрасли, зачастую, склонны к поспешным заявлениям.
Высказывается, в частности, мнение, что орбитальная группировка в составе 18 космических аппаратов позволит предоставлять к концу 2007 года всем заинтересованным пользователям навигационную информацию на 99 процентах территории России.
Если распоряжение правительства будет выполняться по плану, то к концу 2007 года на орбите будет 17 аппаратов, а к концу 2010 года группировка может быть доведена до 25 объектов ГЛОНАСС. Но этого количества для решения поставленных задач недостаточно.
В период эксплуатации наземные комплексы управления вынуждены периодически выводить часть аппаратов из состава орбитальной группировки на плановое и неплановое обслуживание. И количество этих спутников велико. Например, в 2006 году из 16 аппаратов функционировало только 10. А если брать период в 10-12 лет, то ни одного дня группировка не функционировала в полном составе. Специалисты считают, что если в 2008 и 2009 годах запускать по 8 спутников, то к 2010 году группировка составит 29 аппаратов, из которых будут работать 24.
Сейчас российский рынок в значительной степени занят американской глобальной системой позиционирования GPS, группировка которой насчитывает 29-30 аппаратов.
GPS-терминалами оснащены авиалайнеры и морские суда, тысячи единиц транспортных средств частных фирм, значительная часть зарубежных автомобилей. Большие геодезические и землеустроительные работы выполняются с использованием GPS-приемников.
Таким образом, за отечественный рынок придется побороться. Надо добиваться, чтобы в перспективе ГЛОНАСС начала компенсировать затраты на поддержание орбитальной группировки.
Как считают разработчики, целесообразно сосредоточить усилия на создании и организации производства ГЛОНАСС-приемников по отечественным технологиям для потенциальных пользователей. Речь также следует вести о создании региональных и локальных систем непрерывного спутникового контроля потенциально опасных объектов и деформаций земных поверхностей, особенно в сейсмоопасных районах.
Желание сотрудничать в этой области изъявляют и европейские партнеры, хотя дата начала совместных проектов постоянно откладывается. Европа хотела осуществить запуски в 2008, потом их перенесли на 2011 год, но и эти сроки под вопросом. Как бы то ни было, заинтересованность других стран показывает, что Россия движется в правильном направлении.
Владимир Анохин, «Правда.Ру».