Повышение финансовой грамотности населения, развитие фондового рынка и технологий, а также серьезная конкуренция заставляет управляющие компании совершенствовать свои сервисные возможности. Рынок диктует необходимость внедрять систему удаленных продаж паев через биржи, интернет и почту.
Управляющие компании сравнительно недавно используют дистанционные механизмы продаж, когда клиенту не надо посещать офис компании или агента. «Востребованность механизма дистанционных операций с паями очевидна. Наличие небольшого количества офисов управляющих компаний в регионах, недостаточное развитие агентских сетей, наличие определенной категории инвесторов, которым требуется именно такой способ взаимодействия с УК, – все это факторы в пользу утверждения о росте популярности дистанционных продаж», – говорит руководитель клиентского управления УК «Мономах» Людмила Безручко.
Однако необходимо отметить, что развитие системы дистанционных продаж находится в прямой зависимости от финансовой грамотности населения. Практика показывает, что чем меньше потенциальный инвестор знает про фондовый рынок и ПИФы, тем больше он хочет пообщаться с живым человеком, получить профессиональную консультацию, рекомендации.
В свою очередь, опытные пайщики более охотно пользуются удаленными продажами.
«Наши клиенты предпочитают лишний раз задать интересующий вопрос консультанту, чтобы быть абсолютно уверенными в том, что сделали правильный выбор», – отмечает директор департамента розничных продаж УК «Атон-менеджмент» Александр Кузьмин.
Наиболее распространенным способом дистанционных продаж на сегодня является биржевая торговля паями. Между тем, данную технологию используют не все управляющие компании.
В настоящее время на фондовых биржах ММВБ и РТС обращаются паи лишь 155 фондов (из почти 800), при этом 84 из них – открытые, 30 – интервальные и 41 – закрытые. Паи 11-ти ПИФов прошли листинг и торгуются в списках «А» и «Б».
Вывод паев на биржу дает возможность обратить на них внимание большего числа инвесторов, а также сделать приобретение бумаг более комфортным в первую очередь для опытного инвестора. Кроме того, для интервальных и закрытых фондов это удачный способ повысить ликвидность паев, преодолев установленные правилами ограничения во времени на их выкуп и продажу.
Инвесторы могут приобрести на бирже паи посредством интернет-трейдинга или по телефону, и в том, и в другом случае открыв предварительно брокерский счет. Этот способ продаж удобен и оперативен, но клиенту придется сначала научиться пользоваться торговой системой. К тому же торговля через интернет позволит клиентам помимо паев ПИФов приобретать и любые другие ценные бумаги.
Некоторые управляющие практикуют оформление заявки на приобретение, выкуп, обмен паев по почте, кто-то внедряет интернет-ПИФинг. Но все эти услуги пока не очень распространены.
«Если говорить об операциях через почту, то это вариант, пожалуй, для совсем уж исключительных случаев, когда у инвестора нет иной возможности купить паи. Слишком много минусов у такого способа: и скорость прохождения заявок, и необходимость нотариальной заверки документов», - считает Безручко.
Интернет-ПИФинг первой в России ввела УК «Мономах», которая стала осуществлять операции с паями через сервис factura.ru. В настоящее время возможность работы через Интернет клиентам предоставляет также УК «Финам-Менеджмент» (услуга «личный кабинет пайщика», где доступны операции по обмену и погашению паев). Еще ряд компаний готовятся внедрить подобную систему.
Как поясняют в УК «Мономах», интернет-ПИФинг дает инвестору возможность дистанционного взаимодействия с управляющей компанией посредством глобальной сети с использованием ключа электронно-цифровой подписи. В отличие от почтовых операций с паями, где необходимо нотариальное заверение заявки, при использовании интернет-ПИФинга трудозатраты клиента ограничиваются необходимостью едино-разового посещения офиса УК либо банка, выдающего ключи электронно-цифровой подписи. После этого все можно делать дистанционно, сидя дома перед компьютером.
Несмотря на то, что большинство пайщиков предпочитают покупать и продавать паи через офис компании или ее агента, дистанционные продажи становятся весьма популярными. С развитием информационных технологий и повышением уровня жизни люди все больше отдают предпочтение финансовым услугам, совмещающим в себе доходность, удобство и экономию времени.
Управляющие компании говорят о намерении и дальше развивать дистанционные продажи. «Прежде всего, это будет связано с внедрением электронно-цифровой подписи при совершении операций, а также с продажей паев на первичном рынке через биржу. Наша компания активно готовит внедрение этих услуг», - заверяет Бондаренко из УК «Уралсиб».
По материалам газеты "ПИФинфo" , статья опубликована на основании соглашения о сотрудничестве между" Правдой.Ру" и "ПИФ-инфо"