Почему белорусской делегации в Москве не удалось добиться реструктуризации газового долга? Минск не только отказался заплатить оговоренную цену за ранее поставленное топливо, но и допускает резкие выпады в адрес России, обвиняя ее в «заносчивости».
На этой неделе в Москве Михаил Фрадков встретился с премьер-министром Белоруссии Сергеем Сидорским. Стороны договорились «продолжить переговоры о предоставлении Белоруссии стабилизационного кредита и об отношениях в нефтегазовой сфере». «Встреча прошла достаточно продуктивно», - сказал российский премьер.
По словам Фрадкова, эти вопросы сложные и «в одночасье не решаются», и «отдельные пункты мы взяли на домашнюю проработку с целью достижения возможных дальнейших договоренностей». Сидорский выразил удовлетворение в связи с принятием сторонами ряда мер, направленных на облегчение взаимной торговли, и заверил, что рабочие встречи премьер-министров России и Белоруссии «будут введены в практику».
Однако Сидорскому, по мнению экспертов, может даже грозить отставка – от переговоров ожидали более существенных, если не сказать – принципиальных результатов. Госдолг Белоруссии, не располагающей значительными собственными ресурсами, быстро растет, а внешнеторговый баланс в I полугодии достиг провального дефицита в 1,5 млрд.
С начала года цена на российский газ для Белоруссии была повышена с $46,68 до $100 за 1000 кубометров (в то время как Европа покупает его по цене около $250). При этом Минск в первом полугодии платил по $55, оплачивая 50% поставок, а с июня обещал погашать 100% стоимости газа и накопившийся за первое полугодие долг. К 23 июля он должен был полностью рассчитаться за поставки российского газа в 2007 году, однако, по признанию вице-премьера, министра энергетики Александра Озерца, «мы должны были заплатить, но не заплатили».
Поэтому представители руководства Белоруссии, внешний долг которой достиг на 1 июля $836 млн. (из которых прямые долги правительства – порядка $546 млн.), начали регулярно посещать Москву на предмет переговоров о реструктуризации долга и получения от России стабилизационного кредита – порядка $1,5 млрд.
Белоруссия – братская России славянская республика, к тому же состоящая в СНГ и одном из пророссийских союзов евразийской безопасности – ОДКБ. Казалось бы, вопрос о стабилизационном кредите не грех решить в кратчайшие сроки.
Все это так, если бы не одно «но» - позиция главы РБ Александра Лукашенко. Началось с того, что власти Белоруссии сочли возможным проигнорировать апрельские межправительственные договоренности 2002 года о российско-белорусском сотрудничестве в газовой сфере (согласно которым Белоруссия получала льготные – в 1,5-2 и более раз заниженные цены на российский газ, а Россия – долю в «Белтрансгазе», контролирующем трубопроводы Россия-ЕС на территории Белоруссии, которые крайне важны для РФ в качестве гарантий поставок углеводородов на Запад).
Кроме того, Лукашенко фактически отказался от реальных шагов в сторону тесного и обязывающего сотрудничества с Россией в рамках СНГ (в том числе и в сфере обороны границ Союзного государства), при этом формально декларируя обратное, и не отказываясь получать от РФ все преференции такого «союзника» (в том числе, и в газовых ценах).
Начиная с 2004 года российско-белорусские газовые отношения были напряженными. Их осложняли несанкционированные отборы нефти и газа, угрозы перекрыть трубу в ЕС, обвинения России в «массированной атаке на Белоруссию» и «игре своими новыми энергетическими мускулами», угрозы принять сторону Запада, попытки манипулировать транзитными пошлинами со стороны Лукашенко. Однако, к началу 2007 года удалось достигнуть компромисса, согласно которому Белоруссия получает газ по $100 (кстати, Грузия получает по $235, Европа – по $250), и продает Газпрому 50% «Белтрансгаза» - за в разы завышенную сумму в $2,5 млрд., с рассрочкой в 4 года.
Это был очень мягкий компромисс – Владимир Путин в январе 2007 годы признался, что потери российской экономики из-за газовых соглашений с Белоруссией составят $3,3 млрд., и эти потери являются на самом деле «прямой поддержкой белорусских коллег».
К тому же, как писала в январе Financial Times Deutschland, ввиду отсутствия пошлины на российские поставки нефти в Белоруссию доходы Минска от переработки и перепродажи дешевой российской нефти составляли приблизительно $3,7 млрд. ежегодно, и эту сумму американское информационное агентство UPI называло «дотированием» белорусской экономики со стороны России.
Но Лукашенко не замедлил повесить на этот канал дотирования дополнительные издержки, попытавшись установить транзитные пошлины на прокачку российской нефти по территории Белоруссии. Правительство республики приняло решение о введении с 1 января 2007 года таможенной пошлины на нефть, транспортируемую по нефтепроводам республики, на уровне $45 за тонну нефти.
Эти действия сопровождались резкой риторикой в адрес Москвы: «Российская элита стала заносчивой», «Если бы западные энергетические концерны имели долю в белорусских энерготранспортных системах, Россия не была бы по отношению к нам настолько жестокой», «Мы должны использовать свое географическое положение гораздо лучше», и что «Белоруссия при диверсификации своей энергетической политики нуждается в ЕС как в партнере» и помогает Евросоюзу защищать восточные границы от большей части «нелегальных мигрантов и уголовников, которые устремляются в ЕС с Востока».
Российский бизнес решил, что качать нефть в ЕС по нефтепроводу «Дружба», поставлявшему нефть в ЕС через Польшу и Белоруссию, невыгодно. В июне текущего года президент «Транснефти» Семен Вайншток не исключил, что «Дружба», в которой еще в прошлом году в результате аварии было снижено рабочее давление, так и не будет отремонтирован и запущен снова – деньги на ремонт более эффективно пустить на другие проекты компании. А правительство РФ уже подписало распоряжение о строительстве второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2), которая позволит полностью отказаться от транзита нефти через Белоруссию и Польшу в ЕС по нефтепроводу «Дружба».
Как бы то ни было, имея долг в миллиард долларов, и уже получив от российского Газпрома порядка $625 млн. за первый пакет акций – 12,5% «Белтрансгаза», Белоруссия, по словам первый вице-премьера республики Владимира Семашко, не намерена оплатить ими долги за российский газ. «Этим деньгам есть другое применение», - отметил Семашко, отмечая, что они пойдут «в фонд национального развития на реализацию инвестпроектов». Но это похоже на фальшивую вывеску – какие инвестпроекты, когда надо отдавать прямые долги за жизненно необходимый газ? Или Лукашенко рассчитывает, что в предзимний период Россия просто не решится отключить газ братской республике, и потому произвольно направляет полученные средства на одному ему ведомые цели?
Конечно, эксперты говорят о том, что Лукашенко стремится к власти и народной популярности, так что деньги нужны ему на повышение пенсий и социальных пособий. Однако это не означает, что средства на эти (и другие) цели должны быть получены из бюджета РФ (за счет таких же пенсионеров) – причем не посредством просьбы о помощи, а путем невозврата долгов, да еще на фоне обвинительной антироссийской риторики.
Также интересно, что еще в середине апреля главком ВВС РФ генерал армии Владимир Михайлов заявил, что Договор о создании единой региональной системы ПВО между РФ и РБ готов к подписанию, и даже согласован с МИД РФ. Но Минск, в течение 7-ми лет обсуждая крайне важное для России соглашение, так и не подписывает его. Хотя (получив по «старой памяти» от России) имеет у западных границ несколько комплексов ПВО С-300, способных уничтожать баллистические цели, и неформальное прикрытие «ядерным щитом» России.
Вероятно, все эти реальные вопросы и были поставлены Фрадковым перед премьером Белоруссии Сидорским и увезены «на домашнюю проработку» к Лукашенко. Теперь дело исключительно за президентом РБ – ведь желание россиян помочь белорусам всеми возможными способами отнюдь не стоит конвертировать в попытки получить от Кремля преференции и финансирование для лидера, который иногда не прочь использовать антироссийскую конъюнктуру.
Александр Радугин
Александр Радугин