Неконструктивная позиция Лондона в споре по «делу Литвиненко» противоречит желанию России отделить экономику от политики. В ЕС беспокоятся, что британские демарши плохо скажутся на торговле и поставках сырья между РФ и Европой. Британским деловым кругам тоже не выгодна конфронтация с Москвой.
«Котлеты – отдельно, а мухи – отдельно». Этим здравым жизненным принципом предпочитают руководствоваться те, от кого зависит развитие российской экономики. Москва не хочет, чтобы участники российско-британского рынка страдали в результате неконструктивной позиции Лондона в политизированном споре по «делу Литвиненко».
Читайте подробнее о развитии конфликта
Информационная война, которая разразилась после взаимной высылки дипломатов из российской и британской столицы, серьезно обеспокоила политиков и бизнесменов в Европе, которые, руководствуясь здравым смыслом, видят в России надежного и выгодного партнера и не желают потерять многочисленные выгоды от сотрудничества с РФ.
17 июля представитель председательствующей в ЕС Португалии в Брюсселе Мануэль Карвалхо заверил, что, с точки зрения ЕС, «дело Лугового» – вопрос юридического характера, и «Евросоюз постарается сделать все возможное, чтобы смягчить напряженность».
Эта напряженность не нужна и деловым кругам в самой Великобритании, так как в случае распространения конфликта на сферу делового сотрудничества Лондон теряет серьезную экономическую выгоду – только в 2006 году российско-британский товарооборот составил более 7 млрд. фунтов стерлингов (за последние 5 лет увеличившись на 200%). За прошлый год в Британии было размещено российских инвестиций на сумму в $6 млрд., а около трети IPO на Лондонской фондовой бирже (LSE) обеспечены российскими компаниями.
Но теперь, учитывая непредсказуемость антироссийских санкций Лондона, этот созданный за многие десятилетия комплекс взаимовыгодных российско-британских связей поставлен под угрозу.
Мэр Лондона Кен Ливингстон назвал «странным» как требование Великобритании об экстрадиции Лугового, так и последующие меры, отметив, что Великобритания сама отказывалась экстрадировать в Россию Бориса Березовского, Ахмеда Закаева и ряд других лиц, обвиняемых в нарушении российских законов.
В свою очередь, представитель LSE выразил надежду, что российские компании (более 50), «которые проводят IPO на Лондонской фондовой бирже давно и успешно», не откажутся от размещения акций в связи с обострением отношений между Великобританией и Россией.
В России не склонны поддаваться на провокации британских спецслужб. «Я не думаю, что целесообразно вводить какие-то ограничения, которые в результате воздействовали бы на инвестиционный климат, потому что это очень дорого, Великобритании в том числе», - заявил глава Минприроды Юрий Трутнев.
«Мы будем работать так, как работали, и мы не видим оснований каким-то образом пересматривать отношение к иностранным инвестициям в связи с происходящими процессами», - отметил министр.
Впрочем, некоторые разработчики российских месторождений выставили себя в невыгодном свете еще до обострения скандала вокруг Литвиненко и Лугового. У «дочки» ТНК-ВР «Газпром» был вынужден выкупить контрольный пакет Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области, из-за нарушений компанией условий лицензии. Shell по аналогичной причине перестала быть главным акционером газового проекта «Сахалин-2».
В этой связи Трутнев напомнил, что контролировать разработку новых месторождений будут государственные «Газпром» и «Роснефть», а требование налоговых льгот для иностранцев на разведку месторождений является необоснованным, так как «ни для одной серьезной компании не станет проблемой бурение одной-трех разведочных скважин».
Действительно, цена углеводородов на мировом рынке такова, что даже при нынешних ограничениях иностранным компаниям все равно очень выгодно участвовать в добыче нефти и газа в России.
Тем не менее, некоторые эксперты признают, что если британское руководство продолжит курс на конфронтацию, то негативных последствий для экономики избежать не удастся.
«Если события будут развиваться в таком ключе, то в итоге может оказаться, что торговые площадки Великобритании, которые традиционно полюбились российским компаниям, в том числе и госкомпаниям, начнут терять позиции и у континентальных бирж появится возможность перетащить российские компании на свои площадки», - сказал президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин в интервью РИА Новости.
Александр Радугин
Александр Радугин