Россия использует свои энергоресурсы для политического давления на ЕС, а нефтедоллары направляет на милитаризацию – так утверждает «теневой министр обороны» Великобритании. Он требует противодействовать Москве в энергетической сфере. Эти выпады звучат на фоне общего охлаждения отношений.
Справившись с постперестроечным шоком и модифицировав разрушительный «либеральный проект» девяностых, Россия нашла в себе силы заявить закономерные претензии на державный суверенитет – без имперских амбиций, но с осознанием собственного места в Европе и мире. Этому способствуют огромные запасы нефти и газа, а также наследие СССР – ядерный щит страны.
Но многие на Западе желают по-прежнему видеть Россию сырьевым придатком «золотого миллиарда», а потому стараются воспрепятствовать ее усилению. Это выливается в информационные войны, дипломатическое давление, военные стратегии, направленные против России, прожекты «оранжевых» революций, финансирование и поддержку подрывных антигосударственных элементов внутри страны.
В воскресенье британская газета Sunday Times опубликовала редакционную статью «теневого» министра обороны Великобритании, консерватора Лиама Фокса, в которой тот утверждает, что страны НАТО, прежде всего Норвегия и Турция, должны обеспечить стабильность энергетических поставок из России на Запад и предотвратить растущую военную угрозу со стороны РФ.
По мнению Фокса, Россия якобы «демонстрирует, что будет использовать свои энергоресурсы для достижения более широких внешнеполитических целей», а «Евросоюз должен играть важную роль, особенно в решении проблем, создаваемых Россией». Но «ЕС является недостаточно сильным инструментом», и потому «НАТО должна играть ключевую роль в обеспечении энергетической безопасности для Запада», - считает он.
«У Евросоюза не хватает военной мощи и политической воли для принятия какой бы то ни было амбициозной повестки дня по энергобезопасности… В политическом смысле ЕС слаб против России, а в военном отношении - еще слабее», - подчеркивает Фокс.
Он считает, что «зависимость Запада от нефти и газа приводит к тому, что мы финансируем угрозу, направленную против нас же», и что якобы Россия использует нефтедоллары на финансирование программы перевооружения своей армии на период до 2015 года общим объемом в $189 млрд.
Этому британскому «теневому» министру не нравятся недавние заявления нынешнего председателя ЕС, премьер-министра Португалии Жозе Сократеса, который дал понять, что конфронтации с Россией необходимо избегать.
К реализации противостояния с РФ Фокс, почему-то оставляя родную Великобританию в стороне, неожиданно призывает Норвегию и Турцию, которые не входят в ЕС, но являются членами НАТО. Якобы их геополитическое расположение таково, что они играют ключевую роль в обеспечении энергобезопасности Европы.
Хотя он не раскрывает деталей этого предложения, логично предположить, что он имеет в виду политические диверсии против двух российских проектов, призванных, как раз укрепить сотрудничество и энергобезопасность Европы – углеводородных трубопроводов СЕГ NordStream, и «Южный поток», которые в следующем десятилетии обеспечат бесперебойные поставки российских нефти и газа в ЕС, и лежат в сфере интересов этих двух стран.
Читайте по теме: Путин нашел новую дорогу в Европу
Несмотря на нынешнее обострение отношений между Лондоном и Москвой, Фокса одернули даже действующие британские чиновники. Как сообщила в понедельник газета The Telegraph, представитель британского правительства, в ответ на «предупреждения» Фокса напомнил, что «Россия является ключевым партнером в разрешении иранской проблемы, мирного процесса на Среднем Востоке и в борьбе с терроризмом».
Уместно также напомнить, что не Россия, а именно политический «старший брат» Великобритании – США, имеющие годовой военный бюджет более $600 млрд. ($623 млрд. запрашивается на 2008 год), впервые в истории планируют разместить часть своего стратегического оружия (включая ракеты) – системы ПРО в Восточной Европе, тем самым, демонстрируя заявку на мировое военное господство.
Как напомнил бывший министр обороны РФ, ныне первый вице-премьер Сергей Иванов, даже на пике «холодной войны» с СССР, в сопоставимых ценах бюджет Пентагона был в два раза ниже, а сегодняшний российский бюджет в 25 раз меньше американских расходов на военные цели.
Стоит также напомнить, что сегодня Европа импортирует до половины необходимых ей энергоресурсов (73% нефти и 44% газа), а Европейский союз черпает более 20% потребляемой нефти и более 25% природного газа именно из России. К 2030 году импорт Европы увеличится до 92% нефти 81% - газа, но Россия предполагает и в дальнейшем оставаться важнейшим партнером стран ЕС в обеспечении энергией в первой трети XXI века.
Это подтверждает Владимир Путин, подчеркивая тот факт, что проекты трубопроводов «Северный поток» и «Южный поток» не только отвечают национальным интересам России, но и «позволяют выйти напрямую на потребителей в Европе».
Итак, Европа (в том числе и Великобритания), получает почти четверть необходимой ей нефти и газа из России, а новые ветки трубопроводов позволят не только гарантировать поставки, невзирая на возможные геополитические сдвиги, но и значительно увеличить их объем, что особенно важно для ЕС на фоне роста сырьевых потребностей Европы.
ЕС с удовлетворением покупает топливо в России, с ведущими странами Европы – Францией, Германией и другими создаются совместные проекты по разработке месторождений, добыче ресурсов и их транспортировке (Штокман, Сахалин-1,2, «Южный» и «Северный» «потоки»).
Читайте по теме: Французы готовы добывать газ на российских условиях
Почему же Фокс считает возможным ставить под сомнение созидательные намерения не только России, но и ЕС, трансформируя конструктивное сотрудничество в противостояние?
Александр Радугин
Александр Радугин