США официально закрепляют за собой право вмешиваться во дела других государств – Палата представителей одобрила закон, запрещающий создание в мире газовых картелей по образцу ОПЕК. В Конгрессе прямо говорят, что никто, кроме Вашингтона, не должен контролировать сырьевые поставки.
На этой неделе палата представителей конгресса США большинством в два трети голосов одобрила законопроект о противодействии созданию «газовой ОПЕК». Тем самым США еще раз дают понять всему миру, что продолжают считать себя, по выражению Джорджа Буша, «величайшей силой добра на Земле». Иначе говоря – главной фигурой всемирной сетевой империи, руководимой наднациональными образованиями «золотого миллиарда» вроде ВТО, МВФ, ВБ, НАТО и т.п., которой «можно» вмешиваться во внутренние дела других государств, не считаясь ни с международными договоренностями, ни с национальными суверенитетами.
В первую очередь это касается России. Как отметили американские законодатели в законопроекте, 29 января 2007 года духовный лидер Ирана аятолла Хаменеи предложил создать картель по природному газу («газовую ОПЕК»), «президент России Владимир Путин высказал значительный интерес к формированию картеля такого типа», а президент Венесуэлы Уго Чавес даже предложил создать подобное в западном полушарии.
При этом Конгресс предложил администрации Буша «ясно заявить, что США рассматривают усилия по созданию картеля… в качестве инструмента политического давления, как недружественный шаг, угрожающий безопасности США и миру в целом», и должны выработать совместную стратегию с союзниками, чтобы этого не допустить.
Обеспокоенность американцев понятна – при объеме разведанных мировых запасов природного газа в 150 трлн. куб.м. (хватит для экономического развития примерно на 70 лет), Россия в этом плане явно лидирует. По данным правительственных источников, только на конец 2004 года доказанные запасы газа в России составляли 27% от мировых. Кроме того, по оценкам Геологической службы США, четверть еще не открытых запасов нефти и газа находится в арктических районах, прежде всего – в России. А на долю Ирана приходится 15% мировых запасов, так что две страны обладают немалой силой в мировом газораспределении, что не может не тревожить основных потребителей газа на Западе.
Однако Россия готова беспрепятственно поставлять газ тем, кто готов его покупать, причем хорошо известна ее адекватная дифференцированная политика в этом вопросе, включающая обязательный учет энергетической безопасности потребителей топлива. Например, забота о бесперебойных поставках в ЕС, которому Россия обеспечивает 25% его газопотребления, отражается в таких проектах газо- и нефтепроводов, как СЕГ, «Голубой поток», «Южный поток» и другие.
На этом фоне решение нижней палаты Конгресса вытекает, судя по всему, из представлений американской элиты представлений о том, что США, навсегда присвоила статус мировой сверхдержавы, контролирующей и управляющей всем миром, подавляя суверенитеты остальных стран с помощью маскирующих эту геостратегию «модернизации и вестернизации» (то есть, привнесения «демократии» на крыльях B-52 и F-16).
При этом американские законодатели, стараясь завоевать поддержку своих избирателей, обращаются к популистским лозунгам, запугивая американскую и мировую общественность тем, что якобы Россия использует свою энергетическую мощь как оружие (выражение сенатора Лугара), и даже, по словам главного научного сотрудника ИМЭПИ РАН Сергея Колчина, насаждая «волну русофобии» – прежде всего, в политических кругах Евросоюза и США.
«Россия неоднократно демонстрировала свою готовность воспользоваться ролью поставщика нефти и газа для оказания политического давления на другие страны, такие как Грузия, Украина, Белоруссия и другие, - нагнетают ситуацию авторы законопроекта. - Создание международного картеля по природному газу, аналогичному ОПЕК, создало бы значительную угрозу для цен и поставок энергии, для экономики США и всего мира, а также для их безопасности».
К счастью, радикальная позиция законодателей, и сам законопроект являются лишь «мнением палаты представителей», не имеющим обязательной юридической силы для исполнительной власти США. Многие западные эксперты и политики надеются, что президент Буш не станет утверждать очередной агрессивный законопроект Конгресса.
К тому же подмена понятий конгрессменами столь явно замешана на страхе России и представлениях о безальтернативности американской экспансионистской и милитаристской модели сверхдержавы, что эту аргументацию легко опровергнуть.
В частности, помощник президента РФ Игорь Шувалов еще в конце мая пояснял, что Россия никогда не выступала с инициативой создания «газового ОПЕК», а лишь указывала на необходимость создания механизма координации действий производителей на глобальном рынке газа. Именно в целях повышения энергобезопасности, а не цен, чтобы поставки были предсказуемыми «и без колебаний». При этом РФ всячески избегала неверных аналогий с ОПЕК.
Более откровенно высказался 12 июля конгрессмен-республиканец Дон Манзулло, посетовав, что создание газового картеля Россией, Ираном, Венесуэлой, Катаром и другими странами «ударит по американской военной промышленности и подорвет обороноспособность США». «Мы не должны позволить появиться еще одной группе глобального вымогательства по типу ОПЕК, которая захватит мировые поставки природного газа и будет ими командовать», - заявил конгрессмен, имея в виду, прежде всего, Россию и Иран.
Однако, здесь Манзулло упрямо повторяет логику ястреба-сенатора Лугара, совершенно беспочвенно приравнивая манипуляции на рынке углеводородов к военным действиям. Ведь хорошо известно, что кроме существования ОПЕК, с которым США, кажется, смирились (не потому ли, что некоторые члены саудовского королевского дома являются друзьями и партнерами Буша?), и у самих Штатов имеются не менее могущественные орудия влияния ни мировую экономику. Например, «перегретый» доллар, обеспеченный лишь на 5-7%, который является национальной резервной валютой многих стран Европы, АТР и других регионов мира, многочисленные организации типа ВТО, ВБ, МВФ, НАТО, продвигающие интересы США.
Комментируя более раннюю – апрельскую – версию американского законопроекта, глава комитета Госдумы по энергетике Валерий Язев сообщил, что сами США в настоящее время готовят законопроект, который предусматривает создание энергетического форума западного полушария, который, по сути, является тем же самым картелем. А председатель комитета Госдумы по природным ресурсам Наталья Комарова отметила, что с таким же успехом США могли бы принять закон против стран, участвующих в Киотском протоколе.
Подобные законопроекты также являются вопиющим нарушением принципов международной политики. Первый зампред думского комитета по международным делам Леонид Слуцкий, отметив, что таким образом «США в очередной раз примеряют на себя роль мирового жандарма», а представитель МИД РФ Михаил Камынин, заявил, что хотя «уже не в первый раз США пытаются принимать законы и распространять их действия за пределами национальной территории», в России считают суверенным правом принимать решения о создании союзов в нефтегазовой области.
В апрельской версии указывалось, что любое зарубежное государство, участвующее в «картельных» или иных совместных и коллективных действиях в сфере нефти и газа, будет лишено возможности воспользоваться правом «суверенного иммунитета», а генпрокурор США «получает право преследования таких государств в судебном порядке в любом суде на территории США в соответствии с американским «антимонопольными законами».
В связи с этим МИД РФ сообщил, что Россия считает попытки США законодательно запретить создание нефтяных и газовых картелей поводом говорить о нарушении международного права и «суверенного равенства» государств, что является грубым нарушением международного права.
Из этого принципа вытекает, что «равный над равным власти не имеет и соответственно не может распространить юрисдикцию своих судов на иностранные государства». Таким образом, новый закон отражает основной мотив американской империи – покушение на базовый принцип российской государственности: суверенитет в рамках суверенной демократии, который, не отрицая причастности России к общеевропейской общности, защищает ее от шаблонной агрессивной «вестернизации» по лекалам США, то есть, фактически от превращения в управляемую Западом псевдодемократию.
«Распространение любых законов США на весь мир нарушает права суверенных государств. Это все равно, что английским законодателям вменить под страхом суда всем странам левостороннее дорожное движение», - сказал глава международного комитета Совета Федерации Михаил Маргелов.
Александр Радугин
Александр Радугин