Уго Чавеса рады видеть в Москве не только потому, что он сторонник «газовой ОПЕК» и противник ПРО в Европе. Каракас покупает в России военную технику и дает гарантии «Газпрому». При этом Венесуэла может перенять опыт России, которая тоже рисковала превратиться в сырьевой придаток Запада.
Смелый и чрезвычайно харизматичный президент, бывший десантник и лидер страны, показавшей США, что мнение Госдепа не является решающим даже в пределах обеих Америк, снова решил наведаться в Москву. В программе трехдневного визита президент Венесуэлы Уго Чавес – подписание крупных контрактов на покупку новых вооружений российского производства.
В частности, Венесуэлу интересуют 10 малошумных дизель-электрических подводных ракетоносцев проекта 636, системы ПВО ТОР-М1. Ранее проводились переговоры по поставкам подводных лодок четвертого поколения «Амур-950» и «Амур-1650».
Военно-техническое сотрудничество России и Венесуэлы уже достигло большого масштаба – в марте 2005 года эта страна перечислила России $3,4 млрд. за 100 тыс. автоматов АК-103, 24 истребителя Су-30 МК2, 38 военных вертолетов Ми-35. Летом 2006 года заключен крупный контракт на поставку еще 53 вертолетов Ми-17В5, Ми-35 и Ми-26.
Кроме новых поставок, Россия намерена также принять активное участие в модернизации вооруженных сил Венесуэлы на период до 2013 года, а сейчас завершает подготовку 196 венесуэльских летчиков и техников в рамках контракта по поставкам самолетов Су-30МК2 и осуществляет многие другие проекты в рамках ВТС.
Чавес не ошибся в выборе партнера – российское оружие и военные технологии пользуются в мире возрастающим спросом. Если в 2006 году объем экспорта в рамках ВТС с 80 странами мира составил $6,5 млрд. (плюс $1,5 млрд. комплектующих и услуг) то в 2007 году только контракт корпорации «Иркут» на поставку до 2014 года 242 истребителей Су-30 МКИ «весит» около $7 млрд., а портфель заказов на российское оружие составляет около $30 млрд.
По словам самого Чавеса, он придает особое значение визиту в РФ, тем более что обе стороны проявляют интерес к развитию сотрудничества и в торгово-экономической сфере, особенно в области ключевой для обеих стран нефтегазовой индустрии. В частности, на венесуэльском рынке наращивают свое российский «Газпром», «Лукойл», «Зарубежнефтегаз», «Технопромэкспорт» и другие.
Действительно, Уго Чавес вполне обоснованно постоянно называет Россию «стратегическим партнером», и даже дал гарантии российскому капиталу (и «Газпрому») от национализации в нефтегазовой промышленности Венесуэлы, в то время как американские Exxon-Mobil и Conoco-Phillips на днях лишились права добывать здесь нефть (иностранные компании до 1 мая 2007 года должны были продать государству не менее 60% в проектах по добыче нефти). Чавес считает Россию стратегическим партнером не только из-за личных симпатий, оказанной ему поддержки РФ против госпереворота 2002 года или по идеологическим соображениям, но и из-за экономической выгоды.
Дело в том, что хотя Венесуэла занимает первое место в мире по разведанным запасам нефти (313 млрд. баррелей), опережая Саудовскую Аравию, Иран и Ирак, и 8-е место в мире по запасам газа, «эти колоссальные потенциальные возможности» (по оценке Владимира Путина) было бы сложно реализовать без помощи российских компаний.
В частности, на фоне того, что Венесуэла намерена увеличить добычу нефти на 75% к 2012 году, «Газпром», являясь партнером венесуэльской госкомпании Petroleos de Venezuela, сможет использовать свой уникальный 35-летний опыт в геологоразведке и добыче природного газа, в строительстве и эксплуатации газопроводов большой мощности, компрессорных станций и подземных газохранилищ – во множестве совместных проектов. Это и прокладка трансамериканского газопровода Венесуэла-Аргентина-Боливия-Бразилия протяженностью свыше 8 тыс. км, и мощностью до 150 млн. куб.м. в день (проект на $15 млрд.), и разработка крупнейших в мире нефтяных месторождений в бассейне реки Ориноко мощностью 235 млрд. баррелей, и создание венесуэльского варианта единой системы газоснабжения (ЕСГ) – уникальной российской разработки.
Геополитическая активность Чавеса также отвечает геостратегическим интересам России. С 1 по 3 июля президент Венесуэлы посетит с рабочим визитом Иран, с которым Венесуэлу связывает широкая программа сотрудничества. Всего на сегодняшний день между странами действует более 160 договоров, а президент ИРИ Махмуд Ахмадинежад считает Чавеса «своим братом и лидером в борьбе с американским империализмом».
Между тем, Иран является возможным стратегическим партнером России в потенциальной «газовой ОПЕК», создания которой США так опасаются. 29 января 2007 года верховный лидер Ирана аятолла Хаменеи выступил с предложением о том, чтобы Россия и Иран сотрудничали в создании картеля по природному газу, который получил наименование «газовая ОПЕК». В оценке американского Конгресса говорится, что Чавес «решительно поддержал предлагаемый картель».
Кроме того, Чавес решительно осуждает размещение третьей очереди американской ПРО в Европе, против которого активно выступает и Россия. «У российского руководства достаточно мужества, чтобы ясно высказываться за человечность», - заявил венесуэльский лидер 7 июня, назвав замысел американцев создать систему своей противоракетной обороны в Европе «иррациональной» идеей.
При всех достоинствах, в политике Чавеса есть некоторые недостатки, в исправлении которых российский опыт мог бы серьезно помочь. В частности, как писала в начале июня местная газета El Universal, в Венесуэле наблюдается слишком высокий уровень инфляции, огромные объемы закупок товаров первой необходимости за рубежом. За последний год вырос черный рынок, возник дефицит госбюджета, цены на продукты питания в Венесуэле выросли на 30,2%, стоимость проезда в транспорте увеличилась на 25,2%, медобслуживания - на 18,2%.
Причиной этого называют популистские меры, проводимые президентом Чавесом: увеличение расходов на социалку, многочисленные субсидии, необоснованное повышение зарплаты госслужащим и военным, огромные госзакупки – на фоне падения внутреннего производства. Для борьбы с этим Чавес в конце июня объявил о создании 200 «социалистических предприятий», однако вряд ли дисбаланс в сторону командной экономики позволит просто разрешить надвигающийся кризис.
В этих условиях просто неизбежным выглядит совет поучиться у России. Начав постперестроечное развитие, как и Венесуэла, с сырьевой экономики и с тех же проблем инфляции и падения производства, РФ сейчас уже окончила период стабилизации и мощными темпами осуществляет экономический рост.
По словам главы МЭРТ Германа Грефа, ВВП России в долларовом исчислении с 2000 по 2006 год вырос в 3 раза, в первом квартале 2007 года составил 7,9%, и будет, даже по прогнозам ВБ и МВФ, выше запланированного, а инфляция остановлена на приемлемом уровне.
Россия по размерам ВВП к 2020 году войдет в пятерку крупнейших экономик мира, а ВВП на душу населения по паритету покупательной способности составит около $30 тыс. в ценах 2005 года, заявил первый вице-премьер РФ Сергей Иванов, выступая на июньском 11-м Петербургском международном экономическом форуме.
Так что Уго Чавесу, как лидеру страны, с которой Россию связывает не только торговля оружием, разработки нефтегазовых месторождений, и идеологическая близость, но и некоторое сходство в обладании значительными запасами углеводородов, стоило бы принять на вооружение не только «Калашников», «Ми» и «Су», но и проверенные опытом уроки российской экономики.
Александр Радугин
Александр Радугин